Дмитрий ПОТАПЕНКО, предприниматель, экономист, управляющий партнер Management Development Group Inc., радиоведущий:
У меня две новости для бизнеса – плохая и хорошая
Фото: facebook.com/potapenkodmitri
Московская агломерация – а это примерно 22 миллиона человек – своего рода государство в государстве. Ее экономика, с одной стороны, сильно отличается от экономики остальной России. С другой стороны – от нее зависит. То, как мы дальше будет жить, будет во многом обусловлено ценами на энергоносители – нефть и газ.

Пока рыночная конъюнктура не самая благоприятная. Цены на энергоносители низкие, мировая добыча нефти будет сокращена на 11,4 миллиона баррелей в сутки, и немалая часть из этих миллионов придется на Россию. А значит, доходы страны и, следовательно, Москвы снизятся. Поэтому, по моему прогнозу, крупный бизнес сократится на 25 процентов, средний – на 50, мелкий – на все 90. Это плохая новость.

А хорошая – в том, что большая часть бизнеса быстро возродится. Просто на месте дорогих салонов появятся более демократичные парикмахерские. На месте дорогих ресторанов – кафе попроще. Мы на какое- то время перейдем к мобилизационной экономике. Это значит, что, например, в отпуск в Европу не поедем, а деньги на всякий случай прибережем. Отложим покупку новой машины, будем ремонтировать старую. На праздник купим вино подешевле. Ретейлеры это уже почувствовали. Придите в любой гипермаркет и убедитесь: ассортиментная матрица сократилась до 30-40 процентов от прежней. Да, это плохо, но ничего особо страшного я пока не вижу. Думаю, на какое-то время наше потребление снизится. Мы просто станем жить скромнее. Будем удовлетворять главным образом основные потребности. Появится клиент, который станет потреблять базовый набор вещей и услуг. Никаких финтифлюшек и бантиков, только ровно то, что поддерживает существование. Это, условно говоря, послевоенный клиент. Причем не надо думать, что такое будет лишь у нас. Проблемы с экономикой – во всем мире.

Если обращаться к предпринимателям, то, уверяю, ваш покупатель, потребитель ваших услуг точно стал другим. Расскажите мне про вашего клиента – и я скажу, что вам делать. А когда говорят, что у людей не стало денег, – беседу хочется сразу завершить. Тогда ты не предприниматель, а барыга, который не нужен рынку! Ты должен расписать, почему у покупателя стало меньше денег, какие факторы на это повлияли, где есть доходность, а где – нет. Ты своего клиента должен знать до кончиков ногтей. Без этих знаний сейчас никуда.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции
Made on
Tilda