Никита КРИЧЕВСКИЙ, экономист, доктор экономических наук, профессор Российского государственного социального университета:
Пора заняться своим производством – выживут умные и трудолюбивые
Фото: krichevsky.ru/Персональный сайт Никиты Кричевского
Поверьте, нынешние экономические условия – отнюдь не самое страшное, что происходило в Москве. Даже кризисы, что случались на нашей с вами памяти, в 1998 и в 2008 годах, были куда круче. Если какой-то бизнес из-за коронавируса и закроется, то туда ему и дорога! Бизнес – это по определению риск. И если вы умеете рисковать и выигрывать только в благоприятных экономических условиях и не умеете в тяжелых, значит вам как бизнесмену грош цена. На ваше место придут другие, более умные, смелые и трудолюбивые. И такие люди в Москве есть.

Они уже нашли способы, как пережить трудные времена. Сейчас, например, мне звонят из химчистки – не хотите ли воспользоваться нашими услугами? Все увезем, почистим, привезем – полностью бесконтактный способ, идти никуда не надо. Многие кафе переориентировались на производство и доставку наиболее простых, дешевых и востребованных блюд – суши и пиццы. Звонят из фитнес-центров и автосалонов. Первые предлагают клубные карты со скидкой, вторые – техническое обслуживание с дисконтом. Как карантин закончится – приезжайте, все сделаем. Даже обычные автомойки стали продавать ваучеры – договоры на будущее обслуживание. Тоже, понятно, по более низкой цене.
А крупные сети электроники или спортивных товаров? Они тоже не закрылись, не уволили сотрудников, они торгуют, как и прежде, просто их магазины стали пунктами выдачи товаров. Малый бизнес, который занимался ремонтом бытовой техники, тоже не растерялся. Он принимает заказы через интернет, а потом приезжает за холодильниками, телевизорами и стиральными машинками, увозит их и возвращает исправными. И это совершенно легально.

Нормальный бизнес отличается тем, что хорошо знает своего клиента и всеми силами пытается его сохранить. Пандемия или нет – неважно. Он делает все, чтобы клиент не ушел. У хороших, грамотных, предпринимателей это получается. Да, они могут часть доходов потерять, но вряд ли разорятся. А те, кто пришел в бизнес не выполнять свою миссию, не делать людям хорошо, не решать их проблемы, а просто денег срубить, – пусть гибнут. Чего их жалеть.
И когда бизнесмены кричат: караул, мы гибнем, – это не глобальная на самом деле проблема. Это проблема их лично. А они просто пытаются перекладывать с больной головы на здоровую. Потому что умные и трудолюбивые выживают. Но даже им, конечно, нужно помогать. Как именно? Я бы предложил два направления действий, которые связаны между собой. Первое – развитие предприятий малого и среднего бизнеса в сфере производства. Потому что, например, продавать – дело нехитрое. Но что продавать, когда курс евро уже 80, а иностранные производители до кучи будут наверстывать упущенную выгоду за счет повышения цен на свою продукцию? И кто это купит? Так что помогать нужно тем, кто реально что-то производит.

Второе направление – поддержка и расширение потребительского спроса населения. Раздача людям денег, кстати, одна из таких мер.

Что касается сферы услуг и сервиса, то он все равно выживет, однако без собственного производства не будет в конечном счете и ее. При этом, в свою очередь, без платежеспособного населения не смогут подняться и производственники. Так что поддержка понадобится обоюдная.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции
Made on
Tilda