Владимир ПЛАТОНОВ, президент Московской торгово-промышленной палаты:
Эффект домино – придется восстанавливать бизнес-цепочки
Фото: duma.mos.ru/ Московская городская Дума
Москва – город бизнеса. По последним данным, в столице действовало более 800 тысяч небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, в которых было занято более 2,5 миллиона москвичей. Они формировали четверть доходов бюджета столицы – больше, чем крупные корпорации. Пандемия коронавируса, конечно, нанесла удар и по бизнесу тоже.
Судя по поступающим к нам запросам от профессиональных гильдий и объединений предпринимателей, в той или иной степени кризис ударил практически по всем отраслям.

Конечно, особенность московской экономики в том, что в столице были развиты на высоком уровне сферы общественного питания и разнообразного сервиса. Но пострадали не только кафе, рестораны, индустрия фитнеса и красоты, магазины непродовольственного сектора, выставочные предприятия, туристические и ивент-агентства… Каждая такая организация связана множеством деловых связей с транспортниками, оптовиками, производителями, юридическими и консалтинговыми компаниями, охранными предприятиями, энергетиками, коммунальщиками и так далее. Возникает эффект домино: рушатся целые бизнес-цепочки, умножающие количество пострадавших предпринимателей и их сотрудников.

Московская торгово-промышленная палата, разумеется, всеми силами пытается бизнесу помочь. Мы стараемся подходить к этому вопросу системно. Я предложил нашим гильдиям и комитетам обсудить, какие меры необходимо предпринять для выхода из кризиса, чтобы направить их в правительство Москвы и Торгово-промышленную палату России.

Это достаточно объемный документ, перечень предлагаемых в нем мер затрагивает множество отраслей. Скажем, многие компании не могут получить господдержку из-за несовпадения кода основного вида деятельности (ОКВЭД), указанного в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, с перечнем пострадавших отраслей. Необходимо рассмотреть альтернативные варианты определения пострадавших сфер бизнеса, скорректировать механизм отнесения компаний к наиболее пострадавшим от пандемии, что позволит увеличить охват бизнеса мерами поддержки.

Необходимо расширять федеральные меры поддержки, ведь значительная часть субъектов предпринимательской деятельности оказалась не охвачена помощью, хотя падение выручки произошло во многих секторах, где задействован малый и средний бизнес. Это и множество видов оптовой торговли, и строительные компании, обслуживающие пострадавшие отрасли, транспортные компании, учреждения дополнительного и профессионального образования, производители спортивных товаров и ювелиры, организации, проводящие техосмотр транспортных средств, и так далее.

Отдельно мы сформировали конкретные обширные предложения по антикризисным налоговым мерам, расширению мер поддержки по лизинговым платежам, а также по совершенствованию трудового законодательства. Необходимо срочно совершенствовать Трудовой кодекс РФ с учетом необходимости введения норм, регулирующих возникновение особых и чрезвычайных ситуаций.

Разумеется, правительство Москвы заинтересовано, чтобы бизнес продолжал жить и развиваться. Власти предпринимают для этого все меры. Три пакета городской поддержки бизнеса содержат широкий набор мер помощи, которые помогли очень многим предпринимателям. Это и кредитная поддержка, и арендные, и налоговые льготы. Но следует четко понимать – это не кардинальное решение экономических проблем, а средства помочь бизнесу продержаться до времени восстановления бизнес-активности и спроса. А также – до введения новых мер поддержки малого и среднего бизнеса, которые очень нужны и которые город активно продолжает разрабатывать. В том числе, кстати, и с помощью объединений предпринимателей, крупнейшим из которых в городе является Московская торгово-промышленная палата.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции
Made on
Tilda