Где в Москве жили и творили великие люди
Бывать в гостях, принимать гостей — одна из исторических традиций москвичей. Не случайно прижилось выражение «Москва хлебосольная». Но есть в городе такие дома, где встречи хозяев и гостей превращались в настоящие события культурной жизни страны.
спецпроект
Наш город — кладезь увлекательных историй разных эпох. Буквально на каждом шагу, особенно в центре столицы, встречаются адреса, где когда-то жили или гостили личности поистине выдающиеся. И если знать хотя бы немного, то уже не захочется стремительно пробегать мимо старинных зданий, этих молчаливых свидетелей прошедших времен. «Вечерняя Москва» вместе с Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости (ГИН) составили карту интересных исторических мест в городе.
Интерактивная карта Москвы:
Нажмите на адрес, чтобы узнать, какие великие люди жили, творили, встречались с единомышленниками в старинных особняках
Интерактивная карта Москвы:
Нажмите на адрес, чтобы узнать, какие великие люди жили, творили, встречались с единомышленниками в старинных особняках
Центры культурной жизни России
Центры культурной жизни России
Гоголевский бульвар, 14
Городская усадьба Н. Ф. фон Мекк
Городская усадьба Н. Ф. фон Мекк
Гоголевский бульвар, 14
Нарядный особняк в стиле барокко до того, как перейти к Н. Ф. фон Мекк, имел немало владельцев. Его часто называют «домом трех композиторов» – Листа, Дебюсси и Чайковского. В первой половине XIX века здесь не раз музицировал знаменитый венгерский композитор Ференц Лист. В 1880-х годах хозяйкой стала Надежда Филаретовна, женщина-меценат, страстная поклонница музыки. В течение двух лет домашним пианистом и преподавателем для ее детей служил молодой француз Клод Дебюсси, ставший впоследствии прославленным композитором. Особую роль эта дама сыграла в судьбе великого Чайковского, которому она всячески покровительствовала, много лет помогала финансово. Доска на фасаде напоминает, что и в этих стенах творил Петр Ильич. В 1895 г. особняк перестроили уже по проекту архитектора М. Бугровского, для нового владельца – миллионера Н. Д. Стахеева. Он пристроил к главному зданию дополнительные строения со двора и организовал доходный дом. После революции все превратилось в коммуналки. В 1997 г. была проведена комплексная реставрация.
Соймовский проезд, 1
Доходный дом Перцовой
Доходный дом Перцовой
Соймовский проезд, 1
Особняк, выстроенный в 1907 г. в стиле русского модерна, с видом на Кремль и храм Христа Спасителя, принадлежал З. А. Перцовой, жене инженера путей сообщения, а также мецената и покровителя искусства П. Н. Перцова. Постройка задумывалась как доходный дом для творческой интеллигенции. Этот терем с изобилием ярких деталей, интерьерами с мотивами славянского фольклора создавался по рисункам С. В. Малютина. Народ его прозвал «домом-сказкой». Отсыл к нему встречается в произведениях Ивана Бунина и Алексея Толстого. В разное время тут арендовали студии Роберт Фальк, Александр Куприн.
А в 1908 г. в подвале здания открылось кабаре «Летучая мышь» – неформальная площадка, где актеры Художественного театра устраивали свои капустники. Здесь собиралась богема по особому приглашению и наблюдала чудные представления: Константин Станиславский показывал фокусы, Владимир Немирович-Данченко дирижировал оркестром, Василий Качалов танцевал, а Леонид Собинов и Федор Шаляпин демонстрировали французскую борьбу. С середины 1970-х годов дом Перцовой находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД России.
Большой Кисловский переулок, 4, стр. 2
Особняк с кариатидами в Большом Кисловском переулке
Особняк с кариатидами в Большом Кисловском переулке
Большой Кисловский переулок, 4, стр. 2
В XIX веке дом принадлежал купеческой семье Коншиных. Известно, что тут гостил драматург и философ А. В. Сухово-Кобылин. В 1880-х годах усадьба перешла дворянке З. Д. Перепелкиной, которая перевела сюда из Немецкой слободы свою женскую гимназию. Среди выпускников этого учебного заведения, славившегося весьма достойным образованием, было много личностей легендарных. Это и Вера Левченко, встретившая своего мужа на выпускном балу и ставшая Холодной – актрисой немого кино, и Елена Дьяконова, которую мир узнал как Галу – супругу испанского художника Сальвадора Дали, сестры Цветаевы – Марина и Анастасия, театральный и оперный режиссер Наталья Сац. В 1935 г. тут заработала Центральная музыкальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Ее учениками и преподавателями в разное время были скрипач Леонид Коган, виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович, пианист Владимир Крайнев, пианист и дирижер Михаил Плетнев, альтист и дирижер Юрий Башмет.
Ермолаевский переулок, 28, стр. 1
Особняк Шехтеля
Особняк Шехтеля
Ермолаевский переулок, 28, стр. 1
Этот особняк легендарный Федор Шехтель выстроил в 1896 г. для своей собственной семьи. Он полностью вписал здание в неправильный по форме земельный участок, даже не оставив место для внутреннего двора. В центре архитектор соорудил дубовую лестницу, сделал гигантскую залу, где висели полотна художников, в своем кабинете поставил гипсовый резной камин с изображением мифических животных. В гостях у него бывали Исаак Левитан, Савва Морозов, Михаил Врубель, Антон Чехов. В письмах к последнему зодчий отмечал, что «построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». После революции здесь проживал нарком просвещения, действовали различные организации. С 1950-х годов особняк занимает резиденция посла Уругвая, но он открыт для посещения в дни исторического и культурного наследия. В усадьбе хорошо сохранилось оригинальное убранство – паркет, деревянные панели, кованые решетки.
Балчуг, 1
Гостиница
Гостиница
Балчуг, 1
Первоначально тут стоял двухэтажный доходный дом с арочными фасадами купца Осипова, который был сооружен после пожара 1812 г. В 1898 г. его внуки осуществили кардинальную реконструкцию с архитектором А. В. Ивановым, и в итоге, получилось высокое, солидное здание с угловыми башнями, увенчанными шпилями. На первом этаже был открыт ресторан, в который иногда захаживал Федор Шаляпин, а верхние помещения сдавались под студии художникам. Тут трудились А. Куинджи, А. Васнецов, Ю. Клевер.
Благодаря их полотнам вид на Москворецкий мост, Кремль и собор Василия Блаженного стал одним из самых узнаваемых пейзажей столицы. В 1911 г. здание перестроили по проекту В. Д. Глазова, причем так, что сохранился только фасад. В 1928 г. здесь открылась гостиница «Новомосковская». В 1932 г. ее надстроили, превратив в семиэтажную. В 1939 г. отель приспособили под общежитие Наркомата иностранных дел, но уже в 1957 г. все вернулось на круги своя – ремонт и открытие гостиницы «Бухарест». И, наконец, в 1992 г., после масштабной перестройки, в самом сердце мегаполиса распахнул свои двери пятизвездочный отель.
Переулок Маяковского, 15/13
Двухэтажный особняк в переулке Маяковского
Двухэтажный особняк в переулке Маяковского
Переулок Маяковского, 15/13
Раньше дом принадлежал семье купцов Толковых. Нынешний вид зданию в 1891 г. придал архитектор В. Ф. Жигардович. После событий 1917 г. дом был уплотнен и превращен в коммунальное жилье. Лиля и Осип Брик вместе с Владимиром Маяковским въехали сюда, в четырехкомнатную квартиру № 5 на втором этаже, в 1926 г. и прожили тут 4 года, вплоть до трагической гибели Маяковского. Поэт лично разрабатывал план перепланировки жилища и делал ремонт за свой счет, а за оформление интерьера и выбор мебели отвечала Лиля. Дом был необыкновенно гостеприимным. Тут играли в карты и сидели за самоваром Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд, Диего Ривера, Теодор Драйзер. В 1938 г. в доме открылась мемориальная библиотека-музей. Позже дом перестроили, а все ценные вещи были перевезены в новый музей Маяковского в Лубянском проезде.
Знаменский переулок, 8, к. 1
Особняк в Большом Знаменском переулке
Особняк в Большом Знаменском переулке
Знаменский переулок, 8, к. 1
В 1882 г. дом приобрел владелец текстильной империи Иван Щукин, который вскоре подарил его сыну Сергею. Тот разместил в здании частную галерею картин импрессионистов. Все стены были заняты шедеврами Матисса, Гогена, Пикассо, Сезана, Моне, Ренуара и др. Ради них дом немного перестроили, чтобы хватило места. С 1909 г. коллекционер искусства по выходным сам проводил экскурсии по дому, подробно рассказывал всем желающим о своих приобретениях. В этих стенах бывали Владимир Маяковский, художники Александр Бенуа, Михаил Ларионов и даже сам Анри Матисс, по особому приглашению. После революции здание было передано в ведение Народного комиссариата просвещения. Экспозицию неоднократно посещал Лев Троцкий. В 1948 г. собрание Щукина распределили между Эрмитажем и столичным Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Ныне особняк находится в ведении Министерства обороны.
Сивцев Вражек, 6/2
Пятиэтажный доходный дом в Сивцевом Вражке
Пятиэтажный доходный дом в Сивцевом Вражке
Сивцев Вражек, 6/2
Дом принадлежал когда-то павлопосадскому мещанину Алексею Нырнову. В 1914 г. архитектор В. Дзевульский спроектировал для владельца угловую часть здания. Получилось единое оформление в неоклассическом стиле. Угол дома завершает барельефная композиция «Укротители коней», а фасад украшен маскаронами – львиными головами и горгонами. После революции в доме были организованы коммунальные квартиры.
Здесь жил знаменитый микробиолог и эпидемиолог, изобретатель сывороток против многих инфекций Михаил Штуцер. Кроме того, в 1937 г. тут занял две комнаты писатель, журналист Юрий Либединский, и к своему другу и коллеге нередко приходил Александр Фадеев. Второй женой Либединского была актриса Мария Берггольц, сестра поэта Ольги Берггольц. В октябре 1941 г. перед эвакуацией, по дороге из Ленинграда в Чистополь, одну ночь здесь провела Анна Ахматова. И до сих пор это жилой дом.
Мясницкая, 37, стр. 1
Городская усадьба Козьмы Солдатенкова
Городская усадьба Козьмы Солдатенкова
Мясницкая, 37, стр. 1
Первоначальный вариант усадьбы был возведен в конце XVII века. В 1821 г. знаменитый архитектор О. И. Бове ее несколько перестроил. А нынешний вид особняк приобрел в ходе реконструкции в 1850-х годах, по заказу нового владельца – К. Т. Солдатенкова. Тогда расширили флигели, пристроили парадный вестибюль, а каждое внутреннее помещение оформили в своем стиле – античном, византийском, мавританском и пр. Устроили даже домашнюю молельню. Козьма Терентьевич был успешным книготорговцем, библиофилом, владел художественной галереей, и его называли «московским Медичи» за страсть к благотворительности. В то время его дом был центром культурной жизни. В гостях бывали русские историки – Василий Ключевский, Иван Забелин, Сергей Соловьев, писатель Антон Чехов. После революции здание приспособили для санатория, а затем для детского сада. Примечательно, что в Великую Отечественную войну именно в этих стенах размещалась Ставка Верховного главнокомандования (прежний адрес: ул. Кирова, 37), с надежным рабочим помещением и связью. В 2011 г. была проведена реконструкция главного здания усадьбы.
Петровка, 22
Здание по адресу: ул. Петровка, 22
Здание по адресу: ул. Петровка, 22
Петровка, 22
Здание появилось в середине XVIII века. В 1881 г. тут открылась типография А. Левенсона, в которой в 1884 г. напечатали первый сборник рассказов А. Чехова «Сказки Мельпомены». В 1890 г. ремонтом и изменением фасада занимался Ф. Шехтель. В 1920-х в Москве развернулось кооперативное строительство в конструктивистском стиле, и архитектор П. Кучнистов к более раннему строению добавил этажность, таким образом возник новый дом. В 1928 г. его заселили сотрудники парфюмерного предприятия «Новая заря» (треста «Жиркость»). А в 1940 году сюда вселилась семья популярных актеров – Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера. Сценарист А. Червинский писал об их жилище: «Уютнейшая квартирка, но с чертовщиной, как у Булгакова». В 1992 г. на стене дома был установлен барельеф в память об Андрее Миронове, который провел здесь свои первые 20 лет жизни. Позже, после кардинальной перестройки, в 1993 г. сюда переехала Московская городская дума, где и находилась до своего новоселья на Страстном бульваре.
Made on
Tilda