СПЕЦПРОЕКТ
Что там, за фасадом?!
Строительные тайны дореволюционной Москвы, которые могли кардинально изменить облик города
СПЕЦПРОЕКТ
Что там, за фасадом?!
Строительные тайны дореволюционной Москвы, которые могли кардинально изменить облик города
Красивый внешний вид нередко скрывает множество тайн. Так и рождение архитектурного облика Москвы, градостроительство — процесс весьма сложный, где много подводных камней. Неслучайно абсолютно во все века разворачивались строительные драмы.
В совместном проекте «ВМ» и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы (ГИН*) мы вспомнили несколько историй из далекого прошлого нашего города, представив таким образом, что нынешняя столица потеряла, а что обрела.

Благодарим за помощь в подготовке материалов историка, москвоведа, телеведущего Виталия Калашникова, историков-москвоведов Михаила Коробко, Александра Васькина и Дениса Ромодина.
*ГИН следит за правомерным использованием нежилого фонда и земель, принадлежащих столице (в том числе объектов культурного наследия), и защищает интересы Москвы в сфере имущественно-земельных отношений: выявляет незаконные постройки, захламления и самозахват территорий, нарушения при размещении сезонных кафе и др.

Великое землетрясение и первый Успенский собор в Кремле

Великое землетрясение и первый Успенский собор в Кремле
Успенский собор, 1900 год.
Первый Успенский собор в Кремле был возведен еще при Иване Калите, в 1327 году. Конечно, он был гораздо компактнее и выглядел совсем не так, как сегодня. Но в ту пору это было грандиозное сооружение, притом еще и каменное — единственное в городе. Собор был собран из белых крупных блоков известняка. Внешне этот камень хорош, но, увы, недолговечен — атмосферные осадки его разрушают. Уже через сто с небольшим лет собору требовался серьезный ремонт — потолок, стены подпирали балками, чтобы прихожан не придавило. В это время, во второй половине XV века, правил Иван III, и он, говоря современным языком, провел тендер среди бояр, чтобы те взялись на свои деньги заново построить главный храм. Боярские роды бились за это почетное право, и победил в итоге род Ховриных. Они выписали для данной работы из Пскова двух знаменитых зодчих — Кривцова и Мышкина.
Рисунок первого Успенского собора.
Рисунок Васнецова. Кремль при Иване III.
Рисунок первого Успенского собора.
Рисунок Васнецова. Кремль при Иване III.
Заложение Успенского собора и перенос мощей св. Петра Иоанном III». Гравюра Н. Мультановского с картины Николая Дмитриева-Оренбургского. Журнал «Нива», 1897, № 5, с. 100. Оригинал хранится в Государственном историческом музее.
Те приехали, взяли артель рабочих, разобрали старый собор и начали строительство нового, также из белого камня. И когда оно уже было практически завершено, 2 июня 1474 года в Москве произошло землетрясение магнитудой 6 баллов — крайне необычное явление для нашей местности, и собор полностью разрушился. Собственно, это было единственное здание, которое пострадало тогда в городе. Как выяснилось впоследствии, это произошло по причине некачественного раствора, который использовали строители, — он плохо скреплял блоки. То есть присутствовала обыкновенная халатность. И это событие как раз и послужило началом производства кирпича, из которого при том же правителе был построен современный Кремль, в котором Успенский собор уже был и выше, и просторнее. Иван III обратился теперь уже к итальянским мастерам, и именно Аристотель Фиораванти является автором нашей нынешней архитектурной гордости.
Печальный ангел князя Меншикова
Печальный ангел князя Меншикова
Меншикова башня.
В начале XVIII века сподвижник Петра I Александр Меншиков купил землю с Погаными прудами, очистил их, они стали Чистыми, после замыслил возвести себе городскую усадьбу, а здешнюю старенькую деревянную церковь перестроить в нечто необычное. Внешне новое сооружение больше походило не на православный собор, а на высоченную каменную башню в 84 метра, с курантами, привезенными из Англии, с 50 мощными колоколами. Такой архитектуры Москва еще не знала. Тогда был негласный закон, что нельзя ничего строить выше колокольни Ивана Великого. Меншиков нарушил запрет, превзойдя планку аж на три метра. Потешить амбиции князя должен был шпиль с ангелом на макушке, длиною в тридцать метров. Народ эту странную красоту не одобрял, и когда, спустя четырнадцать лет, произошла трагедия, шептались, что Бог Меншикова покарал: в 1723 году священник на службе упал замертво — с ним случился, вероятно, удар. А через несколько дней, во время отпевания, когда в храме собралось множество прихожан, резко испортилась погода, разыгралась сильнейшая гроза, разряд молнии попал в шпиль, начался пожар, и на людей, в панике спасающих иконы, обрушились сверху колокола, которые крепились лишь на деревянных балках, мгновенно сгоревших. Погибших было немало. Потом очень долго храм стоял в таком сгоревшем виде, службы проводили в деревянной церкви рядом, построенной на скорую руку, и лишь в конце столетия, в 1773 году взялись за восстановление здания, по слухам, на средства масона Гавриила Измайлова. И сейчас мы можем видеть результаты этого труда — церковь Архангела Гавриила близ Покровки. От знаменитой Меншиковской башни сохранился лишь самый нижний ярус.

Большой Каменный мост с картины Васнецова

Большой Каменный мост с картины Васнецова
Большой Каменный мост мог бы стать прекрасным аналогом пражского Карлова моста в Москве, правда, без статуй, если бы уцелел в первоначальном виде. У нас это был самый первый каменный мост через Москву-реку. Другие были простенькие, напоминали плотики. Идея чего-то более монументального зрела давно, и первый Романов — Михаил Федорович — за два года до своей кончины, в 1643 году, пригласил мастера из Страсбурга для разработки детального макета будущего моста. Его одобрили, и даже началось строительство, но было заморожено после ухода правителя.
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.
К этой затее вернулась внучка Романова — царевна Софья, когда вступила на престол. Она была женщиной, случайно оказавшейся у власти, причем в лихую годину, и надеялась лишь на помощь стрельцов, которые располагались как раз на другой стороне реки и, случись что, не могли бы стремительно ее спасти. Поэтому мост был ей стратегически необходим. Она отыскала старый европейский проект, и, вложив бешеные деньги, возобновила строительство. Таким образом, в городе еще появилась поговорка: «Дороже каменного моста».
Большой Каменный мост. Фрагмент гравированной панорамы Москвы от П. Пикарт-Я. Бликланд.
В 1692 году мост был готов — 170 метров в длину и больше двадцати в ширину. И напоминал он даже больше улицу, ровно как на картине «Всехсвятский каменный мост» Аполлинария Васнецова: с огромной, в несколько ярусов, предмостной башней со стороны Замоскворечья, с несколькими мельницами у воды, с тюрьмой для должников, и весь мост был плотно застроен лавками, амбарами, кабаками. То есть люди на этом мосту жили и работали. И продолжалось это чуть меньше ста лет. В 1783 году случилось мощное наводнение, с бешеным течением реки, и эта стихия разрушила уже не новое сооружение. Генерал-губернатор Москвы в своем отчете о катастрофе императрице Екатерине II, которая руководила государством на тот момент, написал, что, когда мост обрушился, под ним две бабы стирали белье, сидел один рыбак. Их зашибло насмерть.
Старый Большой Каменный (Всехсвятский) мост. Фото 1850-х гг. Незадолго до сноса.
Позже мост привели в порядок, но сделали его значительно проще и башню разобрали. В 1852 году на одной из первых фотографий Москвы виден тот самый восстановленный мост. После этого его опять перестроили. В советское время в 1938 году он снова претерпел переработку, причем уже с изменением траектории. Если раньше он шел от Кремля к улице Ленивке, то теперь существенно сдвинут. А из раритетов — чугунные перила, в рисунке которых можно разглядеть герб Москвы того времени с нашей советской статуей свободы.
Как доходный дом разрушил карьеру зятя Павла Третьякова
Худяков Василий. Портрет А. С. Каминского.
В конце XIX века Московское купеческое общество заказало построить доходный дом на пересечении Рождественки и Кузнецкого моста невероятно в ту пору модному архитектору Александру Каминскому, зятю мецената Павла Третьякова. Еще во времена студенчества он познакомился с одним из братьев Третьяковых, на почве любви к искусству, к живописи они сошлись, он стал вхож в дом, а потом женился на младшей сестре Третьяковых, таким образом став родственником и семейным архитектором. Все, что строили Третьяковы в Москве, включая Третьяковскую галерею, дома в Третьяковском проезде и прочее, возводил именно Каминский. Его услугами пользовалось все элитное общество того времени — Морозовы, Боткины, Хлудовы и т. д. Строительство этого традиционного доходного дома началось весьма активно, но 11 октября 1888 года произошла беда — неожиданно обрушились все перекрытия почти готового трехэтажного здания, под которыми погибли десять человек, пятнадцать были ранены…
Вид здания в 1910-х гг. С угла — вход в магазин Фаберже.
Тут же началось расследование, все корили архитектора, обвиняя его в неграмотных расчетах, но на деле оказалось, что купцы очень торопили процесс, настаивали на опережающих графиках, и поэтому были не соблюдены технологии — кирпичи не успевали скрепляться качественно. Это трагическое событие сильно отразилось на карьере Каминского, даже его связи не помогли. Его приговорили к церковному покаянию, шестинедельному аресту на гауптвахте, после чего он впал в депрессию, пытался реабилитироваться как профессионал, проводил какие-то выставки, читал лекции, но репутация была погублена, и его исключили изо всех архитектурных сообществ. Спустя десять лет он скончался, так уже ничего и не построив. А этот доходный дом в результате был возведен его коллегой, в начале XX века его еще перестроил архитектор Шервуд, до революции там размещался флагманский салон компании «Фаберже», а теперь в нем помещается обувной магазин «Рандеву».
Дом со срезанным углом и «Хомякова роща»
Дом со срезанным углом и «Хомякова роща»
В 1898 году молодой дворянин Алексей Хомяков получил в наследство кусок земли на пересечении Петровки и Кузнецкого Моста и решил построить там огромный доходный дом — это была популярная тогда история. Проект уже был разработан, но его не утвердила Московская городская дума. У правительства города были свои планы на эту часть столицы, а именно — расширение улицы Кузнецкий Мост. И со своей стороны они предложили Хомякову купить небольшой участок его земли, чтобы сделать широкую проезжую часть. Дворянина это не на шутку оскорбило, он отверг предложение, а власти, в свою очередь, запретили ему строить там что-то капитальное. В отместку Хомяков пошел на принцип: немного изменил чертеж доходного дома, ничего не стал строить на том участке, на который метило правительство, но и городу его не отдал, а просто посадил газон, который огородил забором.
Улица Кузнецкий Мост. «Хомякова роща», Фото начала XX в.
Фото 1900-х гг, журнал «Московское наследие» № 4 (46) 2016.
Улица Кузнецкий Мост. «Хомякова роща», Фото начала XX в.
Фото 1900-х гг, журнал «Московское наследие» № 4 (46) 2016.
Так возникла известная в народе «Хомякова роща». Если посмотреть фотографии той поры, то можно увидеть посреди проезжей части неправильной формы, нелепый треугольник с двумя хилыми деревьями, покрытый травой. Так продолжалось лет двенадцать, пока Московская городская дума не накопила денег и не выкупила эту частную собственность у Хомякова втридорога. А тем его доходным домом со срезанным углом — Петровка, 3/6 — можно любоваться и сегодня. Именно в нем снимались некоторые сцены фильма «Служебный роман».
Купчиха провалилась, Пассаж — появился
Купчиха провалилась, Пассаж — появился
Красная площадь главной стала только в советское время. До этого главной была Ивановская, внутри Кремля, там, где сейчас располагаются Царь-пушка и Царь-колокол. Позже эта территория стала закрытой, и ее роль на себя взяла Красная площадь, которая на протяжении веков была торговой. То есть это был просто рынок у стен Кремля.
Красная площадь. Старые Верхние торговые ряды, 1870-1887 годы. Государственный исторический музей.
Верхние торговые Ряды в конце XIX века. Фото gum.ru.
Красная площадь. Старые Верхние торговые ряды, 1870-1887 годы. Государственный исторический музей.
Верхние торговые Ряды в конце XIX века. Фото gum.ru.
Все пространство было застроено деревянными палатками и напоминало восточный базар. Ивану III удалось расчистить столь пожароопасный хаос, палатки сдвинули от стен Кремля на место нынешнего ГУМа. А уже при Екатерине II, в конце XVIII века, появилось решение как-то все облагородить, и возникли Верхние торговые ряды, в стиле неоклассицизма, с колоннами, портиками, которые выстроил тот же итальянский архитектор, что и Гостиный Двор — Джакомо Кваренги. Это великолепие серьезно пострадало от Наполеоновского пожара, но предельно точно было восстановлено Осипом Бове.
За красивым фасадом громоздились беспорядочные строения. Фото gum.ru.
Верхние Торговые Ряды строились на традиционном месте московского торга. Фото gum.ru.
За красивым фасадом громоздились беспорядочные строения. Фото gum.ru.
Верхние Торговые Ряды строились на традиционном месте московского торга. Фото gum.ru.
Но к середине XIX века, когда фасад, выходящий на Красную площадь, еще сохранял приличный вид, внутри уже стоял полный бардак, плюс рядом стали настраивать опять палатки, и помещение мало того что не вмещало всех желающих, так еще и стало ветхим. Существует легенда, что однажды дородная купчиха, примеряя новое платье в магазине, провалилась в нем на первый этаж, и владелец лавки даже не стал требовать денег за свой товар во избежание скандала. В результате власти пришли к выводу, что надо поменять визуальную концепцию здания и выстроить что-то вроде элегантного пассажа. В 1893 году оно было открыто под тем же названием — Верхние торговые ряды. ГУМ — изобретение советского времени.

Вот такой самострой

Вот такой самострой
Оружейный переулок, 43.
В июне 1912 года в газете «Московский листок» вышла полная негодования публикация: «В Москве на одной из самых бойких улиц построили громадный девятиэтажный дом без всякого разрешения городской управы, причем этот дом если не обрушился теперь, то никто не поручится за то, что все его девять этажей могут превратиться в кашу в недалеком будущем, так как этот дом построен с несомненным нарушением технических требований. Рассмотрев представленные планы и чертежи, технический совет при городской управе признал, что конструкция дома, указанная в чертежах, недопустима, что толщина стен, спроектированная по этим чертежам, внушает несомненные опасения за прочность постройки и что поэтому просимого разрешения г. Лобозеву выдано быть не может.

Разрешения г. Лобозеву не выдали, а он, ничтоже сумняшеся, стал строить свой дом без всякого разрешения. Дом строился, рос, вырос. А местный участковый архитектор ничего не знал и, как строится лобозевский дом, не видел». По словам историка-москвоведа Михаила Коробко, у владельца, г-на А. В. Лобозева, было несколько домов, построенных главным образом архитектором Э.-Р. Нирнзее, и установить, о каком конкретно здании шла речь в дореволюционной газете, сегодня сложно, но, скорее всего, это дом по адресу: Оружейный переулок, 43 (ныне здесь располагается Департамент здравоохранения Москвы).
Воздушные замки: проекты, которые остались лишь на бумаге
Воздушные замки: проекты, которые остались лишь на бумаге
Непризнанный дворец
1776–1796 — Дворцовый комплекс в Царицыне (сейчас на его месте — дворцово-парковый ансамбль «Царицыно», часть одноименного музея-заповедника)
В 1775 году Екатерина II захотела создать летнюю резиденцию под Москвой и заказала проект архитектору Василию Баженову. В мае 1776 года началось строительство. Летом 1785 года, осмотрев почти достроенный дворцовый комплекс, Екатерина II осталась недовольна (существует около 30 версий того, что же именно ей не понравилось).
Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776.
В 1786 году другой архитектор, Матвей Казаков, начал перестраивать резиденцию, постепенно разбирая баженовские постройки. В 1796 году Екатерина скончалась, а ее сын Павел I завершать стройку не пожелал. Как жилая царская резиденция дворцовый комплекс так и не использовался, музейную же функцию он приобрел в 1984 году, а нынешний вид — в 2000-х.
Исполнительный чертёж (то есть осуществлённый проект), сделанный Казаковым по окончании строительства дворца.
Резиденция Николая I
1836 — проект дворца для Николая I в Коломенском (сейчас на его месте усадьба «Коломенское», часть Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское — Измайлово — Люблино»)
В 1672–1788 годах в Коломенском стоял деревянный дворец царя Алексея Михайловича. С 1770-х по 1812 год там был четырехэтажный дворец Екатерины II, в 1825–1878 годах — дворец Александра I в стиле ампир. В 1835 году Николай I захотел построить там помпезную резиденцию в традициях допетровской архитектуры, и в 1836 году зодчий Андрей Иванович Штакеншнейдер подготовил проект. Однако впоследствии Николай I охладел к затее (возможно, потому что стройка обошлась бы очень дорого). В 2010 году в Коломенском построили копию дворца Алексея Михайловича.
Нереализованный проект дворца для Николая I. Фото предоставила пресс-служба «Коломенского».
Народный дом
1896–1897 — Народный дом (Девичье поле) (ныне район Хамовники, точное место, где планировали построить дом, неизвестно)
Идея принадлежала Антону Чехову, который мечтал создать общедоступный клуб для рабочих — альтернативу походу по кабакам. «Народный дом, по мысли Антона Павловича, должен был строиться на широких началах: библиотеки, читальни, лекции, музеи, театр», — вспоминал брат писателя Михаил Павлович. Архитектор Федор Шехтель выполнил проект, однако замысел не осуществился по неизвестным причинам.
Ф. О. Шехтель. Проект Народного дома. 1897.
Кино, каток и ресторан
1912 — Спортивно-развлекательный комплекс «Московский Спорт-палас» (Арбатская площадь, рядом с нынешним кинотеатром «Художественный»)
Архитектор Федор Шехтель предложил создать на площади ледовый дворец с крытым зимним катком и рестораном. Частью здания должен был стать уже построенный к тому времени кинотеатр «Художественный». Комплекс проектировался в пышных формах неоклассики с гигантской аркой входа, напоминающей триумфальную; она должна была замкнуть перспективу Арбата. Проект не реализовали из-за начала Первой мировой войны.
Ф. О. Шехтель. Ледяной дворец (зимний крытый каток) «Спортпалас». Проект 1912 года.
Недостроенный стадион
Сын Сталина — Василий, будучи командующим авиации Московского округа, большое внимание уделял авиации, спорту. Именно по его инициативе был возведен бассейн ЦСКА на Ленинградском проспекте, действующий и поныне. Недалеко, там, где сегодня возвышается «Триумф-Палас» — высотка в духе «сталинок», Василий планировал разместить стадион. Строительство было уже начато, но Сталин умер, сразу полетели головы с плеч тех, кто составлял его окружение, естественно, сын входил в это число, поэтому строительство заморозили, и эти полуруины еще долго бросались в глаза, пока их не разобрали.
Стройплощадка спортивного центра дома офицеров ВВС МВО. Фотография из книги «Район Сокол: вчера, сегодня, завтра».

Это скандал! Проекты, вызывавшие негодование современников

Это скандал! Проекты, вызывавшие негодование современников
Португальские причуды Морозова
1895–1899 особняк Арсения Морозова (Воздвиженка, 16, ныне Дом приемов правительства РФ)
Молодой миллионер Арсений Морозов (1873–1908), представитель известной купеческой династии, получил от матери в подарок кусок земли и решил построить особняк в неомавританском стиле, похожий на испанские и португальские замки. Еще во время строительства эксцентричный заказчик и экзотичное здание стали темой насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Именно это здание подразумевается в том эпизоде романа Льва Толстого «Воскресение» (1899), где Нехлюдов едет по Волхонке и размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку». По легенде, мать Морозова, увидев здание, сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»
Особняк Арсения Морозова. Архитектор В. А. Мазырин.
Самый роскошный отель
1899–1905 гостиница «Метрополь» (Театральный проезд, 2)
27 мая 1899 года было заложено здание по проекту Северного домостроительного общества, включавшее в себя, помимо гостиницы, концертный зал, выставочный зал с большим зимним садом и крытым катком для катания на роликах. В сентябре того же года учредителей общества-застройщика, в т.ч. Савву Мамонтова, судили за финансовые злоупотребления (на другом проекте) и отстранили от руководства. Проект был упрощен: отказались от концертного зала. В ночь на 15 декабря 1901 года в уже застроенном и заселенном крыле гостиницы случился пожар с большими жертвами, Северное домостроительное общество отстранили от управления проектом, который впоследствии был упрощен еще сильнее.
Гостиница «Метрополь». Архитектор В. Валькот.
Дом Моссельпрома
1913–1925 Дом Моссельпрома (Калашный переулок, 2/10, здание существует и сейчас, частично занято квартирами, частично — коммерческими организациями)
Дом Моссельпрома. Архитектор Н. Д. Струков.
В 1912 году купец А. И. Титов начал строительство 7-этажного доходного дома. 22 марта 1913 года строящееся здание обрушилось, переулок оказался на 4 метра завален строительным мусором. Местные жители говорили: все из-за того, что дом возводили на месте старого кладбища и снесенного храма. Купец Титов был оштрафован, архитектор Н. Д. Струков — приговорен к шестинедельному заключению. Вскоре началась Первая мировая война, и из-за связанных с этим трудностей к 1917 году удалось построить в задуманную высоту только части здания, выходящие на Малый Кисловский и Калашный переулки, а на углу было только 5 этажей. Здание было надстроено еще двумя этажами только в 1925 году, и в него въехал Моссельпром (Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности).
Редакция газеты «Вечерняя Москва» благодарит за помощь в подготовке материалов Главное архивное управление города Москвы, историка, москвоведа, телеведущего Виталия Калашникова, историков-москвоведов Михаила Коробко, Александра Васькина, Дениса Ромодина.
Made on
Tilda