Свято место пусто не бывает
В Москве существуют здания с неожиданной историей. Порой даже трудно догадаться, что было на этом месте много лет назад. Тем интереснее погрузиться в сюжет архитектурных перипетий.
Свято место пусто не бывает
В Москве существует ряд зданий с неожиданной историей. Порой даже трудно догадаться, что было на этом месте много лет назад. Тем интереснее погрузиться в сюжет архитектурных перипетий
Совместный проект «ВМ» и Госинспекции по недвижимости Москвы (ГИН *).
* Госинспекция по недвижимости следит за правомерным использованием нежилого фонда и земель, принадлежащих столице (в том числе объектов культурного наследия), и защищает интересы Москвы в сфере имущественно-земельных отношений: выявляет незаконные постройки, захламления и самозахват территорий, нарушения при размещении сезонных кафе и др.
Перестроенные дважды
Перестроенные дважды
Все помнят знаменитую фразу: «Поехали к «Яру», к цыганам!». В здании по дороге в Санкт-Петербург, возле Петровского парка, легендарный ресторан обосновался в 1836 году (а вот возникло популярное заведение изысканной кухни еще раньше, несколько раз сменив прописку, в том числе Кузнецкий Мост). Изначально вблизи Петровского парка стоял деревянный одноэтажный домик, где вкусно угощали гостей и привечали цыганские ансамбли, которые в ту пору входили в моду. В самом конце XIX столетия этот ресторан приобретает его бывший официант – Алексей Судаков, и строит уже каменное здание в 1910 году.
Ресторан «Яръ» — отель «Советский»
Ресторан «Яръ» на Петербургском шоссе 1898-1900 гг. фото: domain.
Архитектор Адольф Эрихсон сотворил модерн, с внушительным граненым куполом, арочными окнами, металлическими светильниками по фасаду. Внутри был большой и малый залы, императорская ложа, отдельные кабинеты.
Все звезды Серебряного века – поэты, писатели, певцы, артисты – отметились в его стенах. После революции ресторана здесь не стало. Там располагались и спортзал для бойцов Красной армии, госпиталь, кинотехникум, и даже ВГИК.
Здание бывшего ресторана «Яр» на Ленинградском шоссе. 1930-е годы. Фото: Главархив Москвы.
Сад-ресторан. 1911 год. Фото: К.А.Фишер / public domain.
Внутренний сад. 1911 год. Фото: К.А.Фишер / public domain.
Летний Зал. 1911 год. Фото: К.А.Фишер / public domain.
Но в 1939 году здание перестроил архитектор Павел Рагулин. Всю имперскую красоту стерли, росписи заменили идеологически правильными надписями. После этих нововведений там базировался клуб ВВС.
Перестроенное здание бывшего ресторана Яр. 1956 год. Фото: Н. Грановский / Главархив Москвы.
Балкон-галерея на втором этаже. 1950-е годы. Фото: М.Трахман / Главархив Москвы.
Банкетный зал . 1950-е годы. Фото: М.Трахман / Главархив Москвы.
Двор Гостиницы. 1956 год. Фото: Н. Грановский / Главархив Москвы.
А в 1952-м году была осуществлена уже глобальная реконструкция здания, с учетом нужд будущей гостиницы, также существенно обновили зал ресторана со сценой. Она прошла под руководством архитекторов Павла Штейлера, Иосифа Ловейко, Виктора Лебедева, и они создали то, что мы видим сейчас – отель «Советский», в духе торжественного сталинского ампира с фигурками на фасаде. Сегодня там можно полюбоваться панорамным зеркальным остеклением одной из стен ресторана, оставшимся от прошлого «Яра».
Отель Советский, современный вид. Фото: stroi.mos.ru.
Если верить легенде, то эту зеркальную стену пробкой от шампанского однажды разбил сам Григорий Распутин.
Два доходных дома страхового общества «Россия» на Лубянке были выстроены в самом начале XX века. Тогда стартовала мода на роскошные гостиницы, были построены «Метрополь», «Националь», и страховое общество «Россия» тоже решило возвести отель и заказало проект архитектору из Парижа.
Доходные дома страхового общества «Россия» – здание КГБ на Лубянке
Лубянская площадь. 1906-1907гг. фото: pastvu.com.
Действительно, то, что он придумал, было сверхэлегантным, ни на что в Москве не похожим. Сначала возникло одно здание, потом другое. Они были в одном стиле, но не идентичны. Строительством руководил архитектор Николай Проскурнин. После революции жильцы из этих элитных домов со всеми удобствами были
насильно выселены, и здания заняло Особое государственное политическое управление. Маленькие комнаты были переделаны в камеры для особо важных арестантов, а просторные квартиры превратились в кабинеты следователей.
Страховое общество «Россия». 1900-1901гг. фото: pastvu.com.
Дом страхового общества «Россия» на Лубянке. Фото: public domain.
Вид Лубянской площади, начало XX века. Фото: public domain.
Лубянская площадь, 1900-1904гг. Фото: public domain.
В 1930-е годы начинается активное строительство данного квартала. В 1939 году пришла очередь видоизменения и этих двух домов. Поручили реконструкцию архитектору Алексею Щусеву.
Площадь Дзержинского, 1977 год. Фото: Егоров Василий/ ITAR-TASS.
Реконструкция левого крыла здания органов госбезопасности на Лубянке, 1980-е годы. Фото: public domain.
По плану, который утвердил Лаврентий Берия, он соединил два здания в одно и надстроил пару этажей. Но этот процесс, учитывая войну, был долгий. Свой сегодняшний облик, с единым фасадом, здание КГБ обрело лишь в 1980-е годы.
Главный фасад здания КГБ, ранее доходный дом Страхового общества «Россия». 2010 год. Фото: A.Savin / CC BY-SA 3.
Долгое время все цирки были кочевые. На Цветном бульваре первым появился стационарный цирк Саламонского. Позже рядом поставили свой цирк братья Никитины. Саламонский всеми силами выживал конкурентов. Тогда Никитины нашли другое место – на Триумфальной площади. Там по проекту Богдана Нилуса в 1911 году было выстроено здание в духе неоклассицизма, с колоннами, треугольным портиком над ними, с барельефами на античные темы и с куполом, естественно, над круглым манежем.
Цирк Никитиных – Театр Сатиры
Театр братьев Никитиных на Большой Садовой, 1911-1913 гг. Фото: public domain
Именно первые циркачи и задали эту впоследствии подхваченную тенденцию цирковой архитектуры – диаметр манежа обязательно должен быть 13 метров. Никитины сделали сложную инженерную конструкцию манежа, который мог подниматься, опускаться, вращаться.
Кроме того, там было устройство для водных пантомим, когда манеж превращался в небольшой бассейн, и представления проходили на воде.
Цирк Никитиных после национализации. 1920-1926гг. Фото: public domain
После революции цирк национализировали, Никитиных попросили освободить помещение, там стал функционировать тоже цирк, но под названием Второй Московский Государственный.
Здание Московского театра сатиры на Большой Садовой улице. 1970 год. Фото: А. Жиляков / Главархив Москвы.
Зрительный зал Московского театра сатиры на Большой Садовой улице. 1968 год. Фото: А. Жиляков / Главархив Москвы.
Площадь Маяковского, 1973 год. Фото: РИА Новости / Валерий Шустов.
Здание театра Сатиры на площади Маяковского. 1983 год. Фото Наум Грановский /Фотохроника ТАСС.
Потом в здании располагался мюзик-холл, в котором выступал Леонид Утесов, затем разместился театр оперетты, и лишь позже, после войны, здание существенно перестроили, так как было принято решение открыть там драматический театр, который требовал несколько другой архитектуры. Придумали простую, аскетичную геометрию, правда, оставили купол. И в 1965 году первый свой спектакль там сыграл Театр Сатиры.
Костел Петра и Павла – институт «Гипроугольмаш»
Римско-католическая церковь св. апост. Петра и Павла. 1883 год. Фото: pastvu.com
(доходный дом Феттера и Гинкель по соседству)
Светлый католический костел Петра и Павла в готическом стиле, с башнями по периметру, с объемным куполом в центре, был построен в 1845 году (сегодня здесь располагается станции метро «Тургеневская») архитектором Доменико Жилярди.
В основном его занимали поляки. До 1937 года его удавалось сохранить, но потом священников отправили в лагеря, в церкви запланировали кинотеатр, но началась война, в здание попал снаряд, практически полностью его разрушив, оставив лишь куски прочных стен.
После Великой Отечественной войны, в 1946 году здание восстановили, но уже в эклектичной архитектуре, хотя и с фрагментами старинных деталей по углам, и там обосновался институт «Гидроугольмаш».
Бывший католический храм св. Петра и Павлаю 2007 год. Фото: Andres rus / CC BY-SA 3.
ОАО «Гипроуглемаш». 2014 год. Фото: АГН Москва.
Милютинский переулок, 18 Бывший католический храм св. апостолов Петра и Павла. 2014 год. Фото: АГН Москва.
До сих пор вызывает интерес бывший доходный дом для акционерного общества «Н. Феттер и Е. Гинкель», который находится по соседству. Его начал строить Валентин Дубовский, ориентируясь на готический модерн, но в процессе строительства проект решили удешевить, немного изменили идею, поменяли архитектора – взяли Александра Калмыкова, и здание приобрело другой вид. Теперь оно с одной стороны с розетками, колоннами и барельефами, а с другой – достаточно простое. В наше время это обыкновенный жилой дом с несколькими корпусами.
Перестроенные трижды
Перестроенные трижды
Запасной дворец в затейливом стиле барокко, с вензелями, филенками, барельефами на фасаде, был выстроен архитекторами Иваном Яковлевым и Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века при Елизавете Петровне на пути в Немецкую слободу (сегодня это Садовое кольцо рядом со станцией метро «Красные Ворота»). Дворец не предназначался для жилья, его функция скорее склад: там хранились стратегические запасы продуктов для императорской семьи. Здание состояло из четырех двухэтажных корпусов, соединенных друг с другом арками, с внутренним двором. Для скоропортящейся еды были предназначены холодные подвалы со льдом.
Запасной дворец – институт благородных девиц – здание РЖД
Здание Запасного дворца на Красноворотской площади. 1902 год.
Фото: pastvu.com / Архив ЦИГИ.
Здание серьезно пострадало при пожаре 1812 года. Правда, его довольно быстро восстановили, немного изменив планировку, и стали использовать под госпиталь, также туда переселялись погорельцы. В 1890 году строение было передано институту благородных девиц. Спустя двенадцать лет архитекторами Александром Мейснером
и Николаем Никитиным оно было перестроено специально для этого института – там возникли классы, учебные кабинеты. Но изменилась не только внутренняя планировка. Внешне здание приобрело лаконичность, свойственную классицизму, и дополнилось верхним этажом. Появился выделенный главный корпус.
Здание Института благородных девиц на Большой Садовой улице. 1970 год. Фото: А. Жиляков / Главархив Москвы.
Здание Народного комиссариата путей сообщения. 1920–1925 год. Фото: pastvu.com.
Красные ворота 1915 год. Фото: pastvu.com.
Садовая-Черногрязская. Дворянский институт благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. 1909 год. Фото: pastvu.com / Музей Истории Благотворительности.
После революции там планировали разместить советское правительство, так как на тот момент Кремль был сильно разбит, но в итоге, в 1919 году, эти стены занял народный комиссариат путей и сообщений. По сути – министерство транспорта.
Реконструкция здания НКПС по проекту Ивана Фомина, 1930-е годы. Вид со стороны Садового кольца. Фото: pastvu.com.
В 1930-х годах под руководством архитектора Ивана Фомина здание перестроили в еще более сдержанных формах конструктивизма. Все было выровнено, убраны декоративные элементы, колонны, оконные проемы расширены, появилась башня с часами, из-за чего дом стали называть паровозом. Теперь там ведомственное учреждение – РЖД, и что внутри, мало кто знает.
Вид здания НКПС с Садовой-Черногрязской улицы, 2007 год. Фото: NVO / CC BY-SA 3.
Здание НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), находящееся в ведомстве ОАО «Российские железные дороги», на площади Красные Ворота в Москве. 2018 год. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков.
Здание НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), находящееся в ведомстве ОАО «Российские железные дороги», на площади Красные Ворота в Москве. 2018 год. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков
Здание главного управления РЖД (Российские железные дороги) в Москве. 2020 год. Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков.
Правда, по рассказам, во дворе сохранилась часть прежнего фасада, где-то можно найти старинные пилястры и лепнину, а в подвале древние сводчатые потолки.
Алексеевский монастырь – храм Христа Спасителя – бассейн – храм Христа Спасителя
Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса,
1838 Фото: public domain
Алексеевский женский монастырь был перенесен на это место (сегодня рядом располагается станция метро «Кропоткинская») с Остоженки еще в эпоху раннего правления Ивана Грозного. Большая часть построек сначала были деревянными, в том числе и храм, посвященный основателю – знаменитому метрополиту Алексию. Но при первых Романовых, которые особенно благоволили этому монастырю, вместо них стали появляться интересные каменные, оштукатуренные здания, и храм монастыря как раз выполнили в шатровой архитектуре, с двумя главками, что нечасто тогда случалось.

Храм Христа Спасителя возник на этом месте, можно сказать, случайно. Александру I пришла мысль в качестве памятника бойцам, принесшим победу в войне с Наполеоном, воздвигнуть грандиозный собор на Воробьевых горах, высоко над городом, так чтобы ступени каскадом спускались к реке.
Строительство началось, но император сменился, а новый – Николай I, узнав, что процесс идет вяло, много воруют, решил на этой территории стройку заморозить, выбрав другое место. Архитектором был назначен Константин Тон.
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве. 1925 год. Фото: РИА Новости.
Освящение храма Христа Спасителя 1883 год. Фото: pastvu.com.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня был взорван Храм Христа Спасителя в Москве. Фото: public domain.
Храм Христа Спасителя 5 декабря 1931 года. Фото: pastvu.com.
В 1830-х годах Алексеевский монастырь, под проклятия настоятельницы, как гласит легенда, был снесен, как институт переведен в район ныне Красносельской улицы, а на его месте началось возведение храма Христа Спасителя. Строительство шло очень долго. Осветили храм только в 1883 году. А уже в 1931-м новая власть его взорвала, поскольку планировала гигантский Дворец Советов со стометровой скульптурой Ленина наверху. Конец этой затее положила война.
Бассейн Москва 1969 Фото: Andris Malygin / CC BY 3.
Котлован зиял много лет, пока в 1960 году не решили открыть на том месте круглый бассейн. И до 1994 года в нем под открытым небом круглый год купались люди.
Вид на Храм Христа Спасителя. 1998 год. Фото Игорь Зотин /ИТАР-ТАСС.
Строительство Храма Христа Спасителя. 1995 г. Фото: Яковлев Александр/Фотохроника ТАСС.
1 сентября 1995 г. Строящийся Храм Христа
Спасителя. Вид со стороны Москвы-реки. Фото: Коньков Александр/Фотохроника ТАСС.
Храм Христа Спасителя. 1997 год. Фото: Николай Малышев /ИТАР-ТАСС.
Нынешний храм, открытый в 1999 году, выстроен по оригинальному проекту, с некоторыми отличиями, например, скульптуры на фасаде сейчас металлические, авторства Зураба Церетели, а в прошлом были мраморными и составляли с храмом единое целое. Кроме того, появилась смотровая площадка.
Изначально лютеране, которые появились в Москве в самом начале XVI века, облюбовали берег Яузы, выстроив там каменный храм Святого Михаила, но когда в общине произошел раскол, часть людей осталась, другая же стала искать себе иное место для богослужения. Они обратили внимание на Старосадский переулок (д. 7/10 стр. 10, недалеко от станции метро «Китай-город»).
Палаты Лопухиных – Лютеранский собор Петра и Павла
Евангелическо-лютеранская церковь свв. Петра и Павла в Москве, 1835 г. Фото: public domain.
Там располагался ряд зданий, в том числе и палаты Лопухиных. Лопухины данный участок земли обживают на рубеже XVI–XVII столетий, как раз когда эта фамилия была максимально близка к престолу.
В 1817 году лютеране, накопив финансы, выкупают эту территорию, на которой стояло несколько обветшалых построек когда-то богатой усадьбы Лопухиных.
1888 г. Фото: public domain.
Палаты, сохранившиеся до наших дней, построены в форме буквы «Г» – глаголем, как говорили в старину. Главный дом в центре был другой конфигурации, лютеране могли бы его разобрать и построить церковь, но на это средств у них уже не осталось, и они лишь немного видоизменили здание – надстроили купол над основным залом, поставили крест и начали проводить там богослужения.
Лишь к началу 60-х годов XIX века был готов проект нового храма в неоготическом стиле. Все прежнее снесли, и за возведение этого внешне абсолютно классического католического собора взялся архитектор Геркан Майнхард. Его творение просуществовало до начала XX века.
Южная сторона собора, 2017 год. Фото: Ludvig14 / CC BY-SA4.
На рубеже столетий община насчитывала семнадцать тысяч человек, и храм был очень востребован. По этой причине было принято решение снести старый храм и выстроить еще больше. Архитектурный конкурс выигрывает лютеранин Виктор Александрович Коссов, и в 1905 году он сдает общине новый собор. Он выдержан в романском стиле и совсем не похож на прежний. Его мы и сегодня можем видеть. Ныне эту территорию вернули лютеранам. До нашего времени целый комплекс зданий палат Лопухиных не дошел – сохранился в довольно плачевном состоянии, с обветшалой кирпичной кладкой, лишь единственный корпус рядом с храмом.
Редакция газеты «Вечерняя Москва» благодарит за помощь в подготовке материалов Главное архивное управление города Москвы, историка, москвоведа, телеведущего Виталия Калашникова, историков-москвоведов Михаила Коробко, Александра Васькина, Дениса Ромодина и Госинспекцию по недвижимости.
Made on
Tilda