Игорь БУХАРОВ, президент Гильдии рестораторов и отельеров:
Время объединяться и становиться соинвесторами
Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
Сейчас главная проблема отрасли – неопределенность. Нам нужно понимать три вещи: когда ресторанам разрешат работу, каким к этому времени будет покупательский спрос и по каким правилам можно будет играть. Если, скажем, работу разрешат с 1 июня, то не откроется – по крайней мере в прежнем виде – примерно треть заведений. Остальные кризис переживут. Если разрешат с 1 июля, то не откроется 40-45 процентов. Второе: будет ли к ресторанам особое внимание проверяющих органов. Если станут ходить и выяснять, на каком расстоянии клиенты друг от друга, работать станет сложнее. Хотя, уверяю вас, шанс заразиться вирусом в ресторане сегодня никак не выше, чем в магазине. У нас, по закону, воздух в помещении должен меняться три раза за час, так что проветривание нормальное. А про уличные кафе и говорить нечего.

Не менее важно и то, как будет работать экономика в целом. В Москве большая часть клерков питалась в офисных столовых или кафе поблизости. Выйдут ли эти клерки на работу? Или будут работать из дома? А если выйдут, то пойдут ли в кафе или принесут обед с собой? Или вот свидания. Куда парень после карантина пригласит девушку? В ресторан или кинотеатр, который обойдется дешевле? В общем, вопросов много, и все жизненно важные.

Когда рестораны только-только закрыли, многие надеялись, что выживут благодаря доставке. Оказалось ровно наоборот: доставка не помогает выжить, но генерирует убытки. Ведь вы по-прежнему платите аренду и налоги, заказываете продукты, платите зарплату поварам, а ваш оборот при этом – 5-10 процентов от прежнего. Ну и зачем все это нужно?

После отмены карантина, я думаю, будут происходить следующие вещи. Рестораторы начнут объединяться и выступать соинвесторами. У тебя три заведения, у меня – четыре. Отлично, давай работать вместе, чтобы снизить издержки. Продукты более крупным оптом, например, закупать дешевле. И посуду. И салфетки. Второе, что произойдет, – на рынке вырастет доля всемирно известных фастфудов. В смысле их сети скорее останутся, чем отдельные рестораны. Так было во время всех кризисов, это закономерно. Третье: начнутся переговоры между рестораторами и владельцами помещений, которые они снимают. Рестораторы будут настаивать на скидке, и с их предложением я бы советовал согласиться. Если вы считаете, что после карантина на ваше помещение выстроится целая очередь желающих, да еще и с хорошими деньгами, то сильно ошибаетесь. Не выстроится. Велика вероятность, что помещение вообще останется пустым, потому что для малого бизнеса наступает непростое время. Так что давайте думать о снижении арендной платы – трудно сейчас всем.

В Австрии, чтобы поддержать отрасль питания вне дома, всему населению раздали ваучеры на 50 евро, которыми можно расплатиться в ресторане. У нас, конечно, такое вряд ли возможно. А вот дать проверяющим органам команду не переусердствовать – вполне реально. Ну и, конечно, пораньше отменить карантин.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции
Made on
Tilda