15-летию ГИН посвящается…
Недвижимость купца из списка «Форбс». Сто лет спустя. Удивительные детали из истории домов в Лубянском проезде: Врубель, Маяковский, «12 стульев» и городские легенды, окружающие старинную пятиэтажку
Совместный проект «ВМ» и Госинспекции по недвижимости Москвы (ГИН *).
* Госинспекция по недвижимости следит за правомерным использованием нежилого фонда и земель, принадлежащих столице (в том числе объектов культурного наследия), и защищает интересы Москвы в сфере имущественно-земельных отношений: выявляет незаконные постройки, захламления и самозахват территорий, нарушения при размещении сезонных кафе и др.
В этом году исполняется 15 лет Госинспекции по недвижимости. Именно силами ее сотрудников город избавляется от самостроев, нелегальных парковок, незаконного захвата земли и становится комфортным и безопасным. Уже много лет центральный офис Госинспекции и зона приема граждан расположены в старинном особняке в центре Москвы по адресу: Лубянский проезд, д. 3/6, стр. 6 — место знаковое, с интереснейшей историей, в которую погружаешься, словно в захватывающий сюжет. Неожиданные повороты судеб сильных мира сего, творческих гениев связаны удивительным образом именно с этим небольшим пятачком. Старинные здания хранят в себе немало тайн и удивительных историй, которыми «Вечерняя Москва» готова поделиться со своими читателями.
Здание госинспекции по недвижимости, июль 2021
Район для зажиточных господ
Если начинать издалека, то, пожалуй, стоит «отправиться» в XV–XVI века. В это время в окрестностях нынешней Большой, Малой Лубянки, Лубянской площади, Лубянского проезда, современной Мясницкой улицы поселяются ремесленные люди, насильно привезенные из Новгорода Великого после завоевания и присоединения Новгородской республики к Великому княжеству Московскому Иваном III. Они этот район назвали «Лубеницы». Луб — гибкая кора, из которой делали лыко, кровлю, мочало, а еще знаменитые «лубочные листы» (гравюры, отпечатанные с деревянных трафаретов и раскрашенные). Но благодаря московскому диалекту название быстро превратилось в «Лубянку». Примерно в это же время на месте нынешней Мясницкой улицы возникают лавки мясников, собственно, так и рождается ее название.

Ближе к XVII веку на углу Мясницкой и Лубянского проезда, где теперь расположены подземный переход и выход из метро, была выстроена церковь Гребневской иконы Божией Матери. Храм простоял до 1935 года — не выдержал натиска метрополитена.
Шахта «Метростроя» в проезде Серова, 1968.
В начале XVIII столетия эта местность меняет свой характер: прежние обитатели — ремесленники и торговцы — вытесняются состоятельными дворянами по той причине, что Мясницкая, наряду с Покровкой, становится дорогой в Преображенское, в Немецкую слободу, куда довольно часто ездит Петр Первый. И московское титулованное дворянство, естественно, желает как можно чаще попадаться на глаза царю.

Когда столицу перенесли в Санкт-Петербург, Мясницкая продолжала оставаться улицей для зажиточных господ. В архивах хранится подробный Хотевский план с описанием города от 1852 года, где со стороны Лубянского проезда землей владел один статский советник, а угловой участок Мясницкой улицы и Лубянского проезда значился как территория храма. Там стояли доходные дома, которые сдавались, таким образом пополняя церковную казну.
Московская эра Стахеева
Купец 1-й гильдии Николай Дмитриевич Стахеев.
В конце XIX века, точнее в 1880-х годах, в Москву из Елабуги, где его отец несколько раз избирался городским главой, пребывает преуспевающий купец 1-й гильдии Николай Дмитриевич Стахеев. В то время он уже был богатейший наследник огромного капитала, золотопромышленник, племянник художника И. И. Шишкина, коллекционер живописи. Он учился в Екатеринбурге, там же женился на Ольге Яковлевне Расторгуевой, также представительнице купеческого рода. И вот, со своим состоянием почти в пять миллионов рублей и с надеждой его приумножить, Стахеев перебирается в Москву. Поселяется на перекрестке Мясницкой и Малого Харитоньевского переулка и активно развивает свой бизнес. Он тогда торговал хлебом, чаем, лесом, имел золотые прииски, владел нефтяными месторождениями. Параллельно берется и еще за одну форму деятельности — сдачу жилья, складов, помещений для торговли внаем. Для этой цели он выбирает лучшие улицы города и строит многоэтажные дома.

В 1896 году он покупает тот самый участок со стороны Мясницкой улицы, который в этот момент принадлежал дворянке по фамилии Рожковская, а со стороны Лубянского проезда был пустырь, застроенный всякими лавками, и земля эта принадлежала капитану Ромейко. Стахеев сносит все старые постройки, в результате чего обнажается Г-образный участок вокруг церкви. А спустя год новый владелец заказывает архитектору Михаилу Федоровичу Бугровскому постройку новых доходных домов на этой территории. Бугровский был известным архитектором, закончившим Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Причем учился там в те годы, что и уникальная плеяда мастеров – крупнейших зодчих рубежа XIX–XX веков: Федор Осипович Шехтель (автор особняка Рябушинского, Саввы Морозова, Ярославского вокзала, МХАТа им. Чехова); Виктор Александрович Мазырин (автор особняка миллионера Морозова на Воздвиженке, дачи Шаляпина); Роман Иванович Клейн (автор
Вид от Лубянской площади.
Музея изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке, нынешнего здания ЦУМа, Чайного дома на Мясницкой); Адольф Эрнестович Эрихсон (автор ресторана «Яр» на Ленинградском проспекте, издательства Сытина на Тверской улице)... Свою трудовую практику он начал с заказов от купцов, поскольку сам был выходцем из этой среды. В то время у каждого уважающего себя большого купеческого рода был свой, что называется, придворный, архитектор. И вот для приехавшего в Москву Стахеева таким мастером как раз и стал Бугровский. Он ему построил гостиницу в Большом Златоустинском переулке, дачу в Сокольниках, перестроил его первый жилой дом на стыке Мясницкой улицы и Малого Харитоньевского переулка. Позже в 1902 году именно он стал автором нового знаменитого особняка на Новой Басманной улице, выполненного в духе неоклассики, по последнему слову тогдашней техники.
Жилплощадь премиум-класса
Лубянский проезд. У церкви Гребневской иконы Божией Матери, 1915.
Стахеев, конечно, был богачом. Обладая недюжинным коммерческим талантом, он увеличил свой капитал аж в восемь раз. По современной версии журнала «Форбс», в 1914 году он входил в список 30 самых состоятельных предпринимателей России. Доходные дома также немало пополняли бюджет. Так, корпуса на Мясницкой улице и в Лубянском проезде, говоря современным языком, были премиум-сегмента. Мало того что элитный район, в центре города, недалеко от Кремля, да еще и с центральным отоплением, с лифтами, с канализацией, с горячей водой, с ванными комнатами, что само по себе являлось предметом роскоши. И интересующий нас дом, что примечательно, значился в их числе. Жилплощадь была просторной — 110–170 квадратных метров, пятикомнатные квартиры, с комнатой для прислуги. Поэтому аренда была дорогой. В обзоре Московской городской управы за 1914 год значилось, что аренда в городе составляет от 10 до 150 рублей в месяц. В переводе на наши деньги это примерно от 20 до 300 тысяч. Так вот у Стахеева эти квартиры стоили 100–130 рублей в месяц.

В доме, где до Второй мировой войны располагался Теплотехнический институт им. профессоров Гриневецкого и Кирша, после войны — «Детский мир», а с 1957 по 1992 год — книжный магазин «Книжный мир» (ныне именуемый «Библио-Глобусом»), в начале прошлого века функционировал достаточно крупный магазин купца Михаила Ивановича Мишина, который торговал изделиями из фарфора и стекла — посудой, люстрами. В пятиэтажном же доме во дворе, в подвале, находились склады данной продукции, а на первом этаже упаковочная для товара. Наряду с этим в здании, где сейчас «Библио-Глобус», тогда был магазин братьев Линдеманов, которые занимались водопроводным и газопроводным оборудованием, и склад они разместили также в пятиэтажном доме во дворе. Как раз по адресу: Лубянский проезд, 3/6, стр. 6. Все остальные помещения этой пятиэтажки сдавались под конторы и квартиры.
Интересная особенность, что эти квартиры в основном занимали купцы еврейского происхождения, если смотреть по фамилиям. Но жили там не только купцы. Судя по адресным книгам, наш великий художник Михаил Врубель снимал жилье во владении со стороны Лубянского проезда. У Стахеева было четверо детей. Старший сын Дмитрий, дочь Александра, дочь Вера и сын Сергей. Одно время Дмитрий с супругой проживал в одном из корпусов этих доходных домов, и там же и умер от скарлатины в 1909 году. Александра вышла замуж за богатейшего купца по фамилии Грибов, и они поселились в особняке, в районе Поварской улицы, где сегодня находится посольство Бельгии. В связи с революционными событиями вся семья Стахеевых эмигрировала. Александра с мужем осела в Германии, Вера и Сергей — во Франции. Что касается самого Николая Дмитриевича, то смерть старшего сына его надломила, он начал потихоньку отходить от дел, распродавал имущество, оставляя лишь самое ценное, и, главное, страстно увлекся игрой в рулетку, постоянно мотался в казино в Монте-Карло, ставил масштабно, но за столом ему не везло, и он мог за одну поездку проиграть 15 миллионов рублей. В Москве уже всем распоряжалась супруга, которая, понятно, не одобряла хобби мужа. Возможно, и по этой причине тоже, они развелись, и Николай Дмитриевич еще до Первой мировой войны осел в Монте-Карло.
След Маяковского на Лубянке и фабула «Двенадцати стульев»
После революции, в 1918 году, эти его доходные дома, как и все прочие, были национализированы. Большая часть помещений данных владений стала, естественно, коммуналками, но первые этажи, которые раньше занимали магазины и склады, если верить справочникам 1920-х годов, отошли синдикату «Сельхозмаш».

Квартиры тут больше никто не снимал, но Владимиру Маяковскому в начале 1919 года помогли обосноваться в доме в Лубянском проезде. Посодействовал друг — лингвист Роман Якобсон. Его сосед по дому боялся уплотнения незнакомыми людьми и попросил найти ему тихого жильца. Таким образом поэт обрел маленькую холостяцкую комнатку в 14 метров в квартире № 12 на 4-м этаже.
Музей Маяковского на улице Кирова.
Это был своего рода рабочий кабинет с бюро и диваном, в котором он и покончит жизнь самоубийством одиннадцать лет спустя. В своей поэме «Хорошо!» Маяковский увековечил место своего проживания, где в 1974 году официально открыли музей:

Несется жизнь, овеевая,
Проста, суха.
Живу в домах Стахеева я, теперь Веэсенха

(ВСНХ — Высший совет народного хозяйства).

Как выглядела Лубянская площадь, когда здесь поселился Маяковский? В середине красовался водоразборный фонтан, который позже нашел свое место перед Александринским дворцом (ныне президиум РАН), на Ленинском проспекте, возле Нескучного сада. На северной стороне площади возвышались два дома страхового общества «Россия», которые потом, в результате перестройки, были соединены и превратились в известное впоследствии здание ОГПУ. С южной стороны площади в 1919 году шла стена Китай-города, которую снесли в 1934 году. Из-за нее виднелись постройки Калязинского подворья и Московского купеческого общества. На восточной стороне площади стояли дом Шилова и Политехнический музей. На западной — Лубянский пассаж, который разобрали и построили вместо него универмаг «Детский мир», открывшийся в 1957 году.
Лубянская площадь, 1871-1881.
Существует легенда, что после революции Стахеев вернулся тайно в Россию, чтобы якобы забрать драгоценности, которые он спрятал в своем особняке на Новой Басманной, который уже числился как Центральный дом детей железнодорожников. Сотрудники ГПУ его изловили, привели на личный допрос к Дзержинскому, и Стахеев попросил в обмен на все сокровища его отпустить, положив пожизненную пенсию. Ему позволили уехать, и на часть этих денег построили Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади. История весьма известная в Москве, и не исключено, что журналисты железнодорожной газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров, зная обстоятельства стахеевского дела, вполне могли сделать Стахеева прототипом Ипполита Матвеевича Воробьянинова в легендарном романе «Двенадцать стульев».
Площадь Дзержинского (Лубянская площадь), 1947-1953.
Позже литературной романтики стало уже гораздо меньше. С конца 1950-х годов до конца 70-х эти коммуналки бывших доходных домов расселяли, делали капитальный ремонт, газифицировали, подключали к ТЭЦ, к новым водосистемам. В пятиэтажке во дворе с 1977 года размещался Плодоовощной главк. Это была обширная контора с помещением, где располагалось управление оптовой и розничной торговли, с отделом тары, хранения, заготовок и транспорта, с залом для конференций, для заседаний коллегий и даже комнатой отдыха.
Современный вид на Лубянскую площадь, 2021.
Это удалось узнать благодаря архивному документу — Делу Московской городской управы, в котором есть подробная опись владения по улице Мясницкой и Лубянскому проезду. Копия данного раритета находится в распоряжении Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости, которая уже несколько лет работает в этом особняке. Вот такая история.
Благодарим за помощь в подготовке проекта москвоведа и экскурсовода Татьяну Воронцову.
Made on
Tilda