Дышите глубже: Москва успешно снижает выбросы СО2
Вы чувствуете? Дышать в столице стало легче. По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, за 10 лет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Москвы снизились на 60 процентов – в 2,6 раза. Загрязнение воздуха в среднем уменьшилось в два раза. Благодаря реконструкции объектов энергетики столица снижает и выбросы углекислого газа. Как этого удается добиться? Что будет предприниматься в городе дальше, чтобы улучшить качество воздуха?
– Интегральная оценка экологичности и энергоэффективности всех природоохранных мер – это снижение воздействия на климат, сокращение выбросов парниковых газов. С 1990 года выбросы парниковых газов в Москве снизились более чем на 25 процентов. Это во многом стало возможным за счет модернизации энергетических объектов: внедрения парогазовых установок, когенерации производства электрической и тепловой энергии.

Антон Кульбачевский, Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Внимание на транспорт
Работа по декарбонизации – комплексная. Необходимы действия сразу в нескольких сферах: строительстве, производстве, ЖКХ, транспорте. Так, автотранспорт дает примерно 93 процента выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и примерно 10–15 процентов выбросов парниковых газов. Как эти выбросы снизить?

– Москва пошла сразу по двум направлениям. Первое и основное – развитие по-настоящему качественного общественного транспорта, чтобы и у автомобилистов всегда была возможность на него пересесть, – рассказывает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, профессор Михаил Блинкин. – Появились МЦК, МЦД, высочайшими темпами строится метро – взять, например, ввод БКЛ – самой протяженной кольцевой линии в мире. Закупаются новые удобные трамваи. Весь этот транспорт – электрический, он не дает выбросов в атмосферу. Также в Москве появились электробусы. Да, выбросы дают ТЭЦ, производящие для этого транспорта электричество. Но эти выбросы, во-первых, происходят на высоте, а значит, быстрее рассеиваются, а во-вторых, их значительно проще контролировать и, главное, очищать, снижая воздействие на атмосферу.
По словам эксперта, второе, что сделал город, – улучшил дорожно-транспортную сеть. В Москве с 2011 года построили свыше 1,2 тысячи км дорог и 359 транспортных сооружений: мостов, тоннелей, развязок. Плюс в городе внедрена ИТС – интеллектуальная транспортная система. Она позволяет, например, в автоматическом режиме регулировать работу светофоров, увеличивая пропускную способность улиц и перекрестков и резко снижая время стояния в пробках.

– А чем меньше пробок, тем меньше выбросов делает транспорт, – пояснил Михаил Блинкин.
Строим
правильно

Уже много лет в столице реализуется программа энергосбережения. Еще в 2000-е в ходе капремонта домов их начали обшивать энергосберегающими фасадами. Подобная работа ведется и сейчас. В прошлом году, например, подобные фасады москвичи заметили на домах Нового Арбата – напротив знаменитых «книжек».

Такие фасады в холодное время года сохраняют тепло наружных стен, а значит, теплоноситель в батареях можно нагревать меньше, – пояснил эксперт – заведующий научно-исследовательской лабораторией методологических проблем энергосбережения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», доктор технических наук Евгений Гашо. – Чем меньше нагревается теплоноситель, тем меньше на ТЭЦ сжигается газа. Чем меньше газа сжигается, тем меньше выбросов СО2 в атмосферу. Летом энергосбережение тоже прекрасно работает. Фасад не дает дому нагреться, в квартирах нет жары, а значит, не нужно включать кондиционер.

По словам Евгения Геннадьевича, в Москве имеет место и так называемое зеленое строительство.

– Дом проектируется и строится так, чтобы он тратил меньше энергии, – пояснил эксперт. – Помимо энергосберегающего фасада, здесь используются энергосберегающие электроприборы – от лампочек до насосов, качающих воду в краны и теплоноситель в батареи. Лампочки в подъезде работают в комплексе с датчиками движения. Появился жилец – свет загорелся. Ушел – погас. А еще стекла на окнах имеют специальное напыление, поэтому они становятся энергосберегающими.

Как пояснил эксперт, зимой стеклянная поверхность не «выпускает» тепло из дома. А летом оберегает комнату от уличной жары.
– Квадратный метр в энергосберегающем доме стоит всего на 3–7 тысяч рублей дороже, чем в обычном. А пользы – масса, – отмечает Гашо. – Также Москва много делает для повышения энергоэффективности городского хозяйства в целом. Простой пример: вместо металлических труб, по которым идет теплоноситель для батарей и горячая вода, кладут трубы из пенополиуретана. Они теряют значительно меньше энергии и куда более надежны, их нужно реже менять.

Ведется работа и на московских ТЭЦ: появляются более эффективные парогазовые установки. Они повысили КПД при выработке электроэнергии и дали городу дополнительные электрические мощности. Кстати, все энергообъекты Москвы работают на природном газе, который при сжигании дает минимум выбросов – в отличие, скажем, от угля и мазута. На ТЭЦ устанавливают малотоксичные горелки, применяются технологии рециркуляции дымовых газов и ступенчатое сжигание топлива.

– И вот результат: в Москве за 10 лет построено около 70 миллионов кв. метров недвижимости: примерно два с половиной Воронежа. Однако объемы сжигаемого топлива – для выработки тепла и электричества город не увеличил. Этому эффекту удивляются многие эксперты со всего мира.
Реновация
в помощь
Доктор технических наук, президент НИУ «Московский государственный строительный университет» Валерий Теличенко рассказал, что программа реновации, которая сейчас реализуется в столице, напрямую увязана со стратегией декарбонизации.

– Начнем с того, что большая часть сносимых хрущевок имеют крайне низкую энергоэффективность. Особенно – панельные. В некоторых из них стояки отопления и даже радиаторы вмурованы в стены, и они фактически греют не только квартиру, но и улицу. Плюс чем панель старше, чем больше изношен утеплитель между плитами, тем больше здание теряет тепла, – пояснил эксперт. – Это значит, что такие хрущевки нужно сильнее отапливать, жечь больше газа, делать больше выбросов в атмосферу. Конечно, такие здания городу и жильцам не нужны.

Как пояснил Валерий Иванович, новые, строящиеся по программе реновации дома изначально возводятся с учетом требований энергоэффективности.

– Ну, например, их всегда стараются располагать так, чтобы солнце в течение дня освещало то одну, то другую сторону дома. Солнышко в комнате – это не только приятно, это еще и способ комнату нагреть. А значит, теплоотдача батарей может быть меньше, – пояснил Валерий Теличенко. – Второй момент: строители очень часто используют вентилируемые фасады. Они не только позволяют экспериментировать с цветом, делая дома более интересными визуально, но и сохраняют тепло зимой, а прохладу – летом. К тому же в домах, построенных по программе реновации, устанавливается энергоэффективное оборудование – например, лифтовое.

Больше парков!

Углекислый газ можно не только не выбрасывать, но и перерабатывать. Это делают деревья, кустарники и прочая зелень. Чем больше зеленой массы, тем меньше углекислого газа и больше кислорода. Не зря на природе, бывает, голова кружится: концентрация кислорода выше!

Как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, в 2011–2022 годах в Москве высадили более 11 миллионов деревьев и кустарников. В нынешнем году работы продолжатся на улицах, в парках, во дворах и на природных территориях.

Кстати, в 2020–2022 годах по решению столичных властей было образовано 35 новых особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Их общее количество к июню 2023 года достигло 148. В этом году создание новых ООПТ продолжат. Напомним, эти территории защищены от любого капитального строительства и вырубки деревьев. Чем больше ООПТ, тем больше зелени, тем больше они поглощают углекислого газа.
Предприятия помогают
Свой вклад в декарбонизацию вносят и столичные предприятия. Так, например, на Московском НПЗ запущен высокотехнологичный комплекс переработки нефти полного цикла «Евро+»: он заменил сразу пять устаревших установок 1960-х. Благодаря компактности и рациональному использованию энергии «Евро+» позволил заводу сократить потребление тепла, топлива и электроэнергии на 15 процентов по сравнению с установками предыдущего экологического поколения.
А еще в Москве много лет идет поэтапная модернизация очистных сооружений – Курьяновских и Люберецких. Модернизация помогает переводить предприятия на более экологичные методы работы. Так, например, московские очистные сооружения переходят на альтернативные источники энергии. Электричество и тепло они сейчас частично получают с помощью биогаза, который образуется в процессе сбраживания осадка сточных вод: этим занимаются мини-ТЭС. Это выгодно: станции, работающие на биотопливе, повышают надежность работы очистных сооружений. Если, например, предприятие вдруг останется без внешних источников электроэнергии, мини-ТЭС на биотопливе его выработают.

Пытается экономить энергию и тем самым снижать «углеродный след» и Московский метрополитен – крупнейшее транспортное предприятие столицы. На новых станциях, например, «Саларьево», теплый воздух не выбрасывается в атмосферу, а перерабатывается в электроэнергию с помощью теплового насоса российского производства. Благодаря этому подача на станцию электричества извне снижена на 70 процентов!
КСТАТИ

Власти Москвы снижают «углеродный след» и с помощью финансовых инструментов. Так, например, в этом году правительство Москвы выпустило так называемые зеленые облигации. Общий объем выпуска — 2 млрд рублей, срок обращения — 2 года. Купив такую облигацию, гражданин, во-первых, может заработать. А во-вторых – поучаствовать в экологической политике города. Весь доход зеленых облигаций пойдет на экологические проекты. Прежде всего – покупку электробусов. Экспертно подсчитали, что замена одного дизельного автобуса на электробус последнего поколения позволяет ежегодно снижать выбросы парниковых газов на почти 50 тонн.