Доставка
по всем правилам
С 1 мая 2025 года вступил в силу приказ Департамента транспорта города Москвы об утверждении стандарта работы курьеров. «Вечерняя Москва» выяснила, адаптировались ли к новым правилам крупнейшие компании по доставке и работающие в них столичные курьеры.
Утвержденный стандарт работы сервисов доставки предполагает требования к проверке личности, внешнего вида, сумки курьера, транспортного средства и развитию инфраструктуры. Теперь все работающие курьеры и кандидаты на эту работу должны регистрироваться в комплексной информационной системе «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ») Правительства Москвы «Таксомотор», чтобы пройти проверку личности и подлинности документов. После этого каждый курьер получает личный цифровой ID. Кроме того, все курьеры обязаны пройти обучающий курс на знание правил безопасного вождения. Новыми правилами введены и серьезные требования к транспорту велокурьеров. Среди них — наличие у электровелосипеда переднего и заднего тормозов, звукового сигнала, заднего фонаря, боковых световозвращателей. Скорость электродвигателя ограничена до
25 км/ч. Световые приборы должны быть включены в течение всего рабочего времени.
Курьер дорогу знает
Как на практике реализуется выполнение новых правил по столичным стандартам, «Вечерке» рассказал курьер одной из ведущих компаний службы доставки Юрий Макурин.

Юрий, со вступлением в силу новых стандартов в вашей работе что-то изменилось?

Принципиально — нет. Я работаю курьером-партнером «Яндекс Еды» уже четыре года, сначала выполнял заказы на городском самокате, а потом пересел на «Яндекс Байк», причем на нем уже был установлен ограничитель скорости до 25 километров в час еще до того, как приказ вступил в силу. Регистрация в системе Департамента транспорта тоже особых сложностей не вызвала.

А вы заранее знали про нововведения или это стало неожиданностью?

Конечно, знал! Нам давали подробные инструкции и объяснения про новые правила — в приложении регулярно выходили новости про это, также нас информировали в беседах. Сервис не ограничился просто информационными предупреждениями, нас даже собирали офлайн на паблик-токи с обсуждениями актуальных новостей и изменений. На последнем нас оповестили о новых стандартах и проконсультировали, что и как нужно сделать для работы по ним. Так что у нас было время подготовиться. А если возникали какие-то проблемы, например, при прохождении фотофиксации в КИС «АРТ», решить их помогала служба поддержки. Что касается знаний ПДД, то у нас при устройстве на работу новичок обязательно проходит обучение с помощью специального приложения, а потом сдает тест, своеобразный экзамен. И только после этого его допускают к работе. Мало того: если замечено, что курьер часто нарушает Правила дорожного движения, ему на сутки ограничивают доступ к заказам, чтобы он повторил ПДД и снова сдал тест.

А кто контролирует курьеров?

Велопомощники, которые патрулируют город на локациях, у каждого − свой маршрут. Кроме того, компания «Яндекс» еще до вступления в силу новых правил разработала элекровелосипед, по техническим характеристикам соответствующий всем нынешним требованиям. В него вшит IoT-модуль, который отслеживает местоположение электровелосипеда и реагирует на нарушение ПДД. Умный байк автоматически сбрасывает скорость до 5 километров в час в пешеходных зонах. А в парках, на городских мостах, в местах скопления пешеходов скорость ограничена до 10–15 километров в час. Но даже без собственного велосипеда компания с помощью трекера следит за тем, с какой скоростью передвигается курьер. Если скорость выше разрешенной — мы сразу получаем пуш-уведомление.

Это как-то отражается на скорости выполнения заказа?

В мегаполисе с его переплетенной дорожной сетью сложно разогнаться. Комфортная скорость доставки — километров 15 в час. А максимальная — 25 километров в час, и это правда максимум, чтобы чувствовать себя уверенно на дороге. Гонять по городу, учитывая сложную транспортную ситуацию, нет никакого смысла.

То есть введение новых правил гарантирует безопасность велокурьерам?

Не только им, но и пешеходам! Допустимая скорость позволяет спокойно, без риска, среагировать в случае возникновения ситуации, требующей экстренного торможения. Например, если какая-то машина подрезала. Плюс передвигаться на электровелосипеде  по проезжей части можно только в правой полосе. В пешеходных зонах на дорожку неожиданно могут выйти, например, мама с коляской, дети, пожилой человек. Так что логика правил вполне понятна, они обеспечивают безопасность и для участников дорожного движения, и для пешеходов.
Освоить езду на байке сложно?

Совсем нет! И сотрудники велоцентра нашей компании при передаче байка в аренду обязательно рассказывают обо всех нюансах: как заряжать электровелосипед, где газ, тормоз...
Умный байк
Компания давно и последовательно занимается разработкой решений для дорожной безопасности. Год назад компания представила собственный электровелосипед для курьеров, оснащенный фарой, безопасной батареей и двигателем мощностью 240 Вт. У байка есть специальный IoT-модуль, контролирующий движение с учетом ПДД, не позволяя разгонять скорость свыше 25 км/ч. На электровелосипедах также есть индивидуальные номера. 
Удаленный мониторинг электровелосипеда через приложение для курьеров (компания может следить за нарушением скоростного режима).
Ограничение номинальной мощности в 240 Вт (никаким способом мощность электровелосипеда не может быть увеличена).
IoT-модуль (он контролирует, чтобы в медленных зонах он не разгонялся больше допустимого).
Юрий, а сколько километров в день вы проезжаете, выполняя заказы?

От 50 до 100 километров, в зависимости от времени работы. В среднем велокурьер выполняет три заказа в час, за день это около 25–30 доставок.
 
Парковка в городе вызывает проблемы?

В нашем приложении есть карта, на ней обозначены места, где можно зарядить байк, взять его в аренду и припарковаться. Многие оставляют байк на ночь возле метро, где город выделил места для парковки велосипедов. Так что с этим проблем нет.
 
Ваша форма и термокороб оснащены светоотражающими элементами. Форма вам нравится?

Очень. Она эргономичная, удобная − в ней все продумано. Карман, например, нагрудный для телефона, чтобы его можно быстро достать. Термокороб в курьерском центре выдают сразу всем допущенным к работе, абсолютно бесплатно. А право носить форму нашей компании нужно еще заслужить. Для этого тоже необходимо выполнить определенное количество заказов.
Кстати
Курьеры в одном из городских велоцентров могут взять байк в аренду, стоимость которой составляет от 1 рубля в месяц. Кроме того, компания выдает курьерам термосумки с увеличенным количеством светоотражающих элементов и номерами в соответствии с приказом столичного Департамента транспорта, а также оснащает светоотражающими элементами форму, чтобы курьеры были заметнее в темное время суток
Только цифры
> 100 000
курьеров на велосипедах и самокатах работают в столице, по данным Департамента транспорта города Москвы.
> 76%
москвичей пользуются услугами доставки еды, продуктов и других товаров.
33 000
доставок в день совершают курьеры столицы на байках.
Соцопрос
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, более половины россиян с разной периодичностью прибегают к курьерской доставке (55%), доля регулярных пользователей услугой за последние пять лет выросла вдвое.