Людмила НОВИЧЕНКОВА, директор по маркетингу международной исследовательской компании Ipsos в России – специально для «Вечерней Москвы»:
Онлайн против офлайна: потребители выбирают
Фото: freepik.com
Людмила НОВИЧЕНКОВА
Онлайн или офлайн? Сегодня многие задаются вопросом – вернутся ли наши прежние, «физические» привычки или мы пристрастимся к жизни удаленной? Два месяца назад об онлайне говорили как о спасении – это и возможность сохранения работы там, где обязанности можно выполнять дистанционно, и онлайн-покупки, онлайн-обучение, онлайн-развлечения.

Больше готовой еды на дом
По данным мониторинга Ipsos Adapt! доля тех, кто пользовался сервисом доставки из кафе и ресторанов в Москве, существенно выросла: с 21% в начале апреля до 36% в начале июня. Для сравнения – в городах-миллионниках в целом аналогичные значения составили 15% и 29% соответственно.

Впрочем, владельцы ресторанов не особенно оптимистичны, поскольку не считают заказ еды на дом полноценной заменой традиционным форматам. В этом скорее видится точка роста для сервисов доставки, в частности, для такой новой возможности для потребителей, как курьерская доставка чего угодно через онлайн-агрегаторы такси.

Выставки и спектакли онлайн не собрали аншлаг
А вот в части онлайн-развлечений активной динамики нет – 16% опрошенных в Москве по состоянию на начало июня смотрели онлайн-трансляции выставок и спектаклей. Столько же было два месяца назад – небольшой рост интереса к этой новой вынужденной форме проведения досуга отмечался в середине самоизоляции, но привыкания, стабильного роста не произошло. Куда более привлекательными оказались домашний просмотр видеоконтента и компьютерные игры (67% и 46% москвичей соответственно).
Драйверами роста онлайн-образования будут школьники и студенты
Вопреки ожиданиям данные нашего мониторинга не показывают бума дополнительного онлайн-образования среди взрослых – 13% слушателей онлайн-курсов по Москве и 17% по городам-миллионникам в целом по состоянию на начало июня. Для сравнения – в начале апреля эти значения составляли 15% и 16% соответственно. Если школьники и студенты были вынуждены переключиться на онлайн-занятия, то для взрослых обучение в целом не рассматривается как жизненно важная необходимость. Скорее всего, курсами пользовались в основном те, кто и до начала самоизоляции в том или ином виде практиковал дистанционную учебу. Дальнейший рост доли обучающихся онлайн будет происходить за счет дополнительного (а возможно, и основного) образования школьников и студентов. По мере взросления этой группы онлайн-обучение или комбинация «онлайн/оффлайн» обучения будет постепенно превращаться в норму – аналогично тому, как мы стали свидетелями появления «цифровых детей», уже не представляющих своей жизни без гаджетов.
Покупки в офлайне возвращаются, но окончательный баланс пока неясен
Постепенное снятие ограничений вернуло рост доли потребителей, совершающих покупки офлайн. Подавляющее большинство опрошенных во время самоизоляции продолжили покупать офлайн товары повседневного спроса. Онлайн-покупки растут, но пока они не смогли догнать офлайновый формат. Однако в категории товаров длительного пользования, где возможность приобретения необходимого офлайн была очень ограничена, в Москве по доле покупателей онлайн опередил офлайновый формат. Интересно, что эта картина характерна для столицы, в то время как в городах-миллионниках в целом офлайновые покупки товаров длительного пользования практически догнали, но не перегнали покупки онлайн – в том числе по причине менее жестких ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

По состоянию на начало июня только каждый десятый опрошенный в Москве покупал одежду в офлайне, это вдвое больше, чем два месяца назад. Доля покупателей одежды и обуви в онлайне в начале июня составила 23% (для сравнения – в начале апреля она составляла 9%). На покупку одежды все еще влияют ограничения, связанные с примеркой – некоторые онлайн-магазины запретили примерку не только в пунктах выдачи заказов, но и дома при доставке курьером. Сейчас ограничения постепенно снимаются, в первых числах июня возвращена возможность примерки в пунктах выдачи. Однако в торговых центрах все еще сохраняются ограничения на примерку, так как в офлайновых торговых залах одну и ту же вещь в течение дня могут примерить несколько человек. При наличии таких ограничений интернет-магазины сохраняют преимущества при продаже товаров, так как возможность примерки важна для потребителей. Еще одним фактором, который, безусловно, будет влиять на формирование нового равновесия между покупками онлайн и офлайн, является заинтересованность розничного бизнеса в снижении арендных платежей за торговые площади. Аренда площадей всегда является отягчающим обстоятельством при падении спроса в ситуациях экономических кризисов. Мы уже были свидетелями сокращения числа офлайновых точек продаж в предыдущие кризисы. Можно предположить с высокой вероятностью, что и нынешний экономический кризис, вызванный коронавирусом, не будет исключением.
В наших исследованиях мы видим: несмотря на то, что чем дальше мы заходим в строительстве общества потребления, тем больше падает удовольствие от покупок, развиваются усталость от расширения выбора, от необходимости оценки новых марок и осмысления потока новинок из рекламы. Вместе с тем в кризисные времена доля людей, которые получают удовольствие от покупок, напротив, возрастает – когда снижаются покупательная способность или доступность товаров, падает уровень пресыщенности и, как ответ, растет удовольствие от приобретений.

От тех покупателей, которые уже сейчас воспользовались ослаблением ограничений и не побоялись зайти в открывшиеся торговые центры, можно услышать отзывы об этом как о празднике возврата утраченной реальности. Каким будет развитие событий, как изменится расстановка сил с покупками онлайн и офлайн – покажет время. Мы продолжаем следить за ситуацией в наших исследованиях.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Made on
Tilda