Людмила НОВИЧЕНКОВА, директор по маркетингу международной исследовательской компании Ipsos в России – специально для «Вечерней Москвы»:
С какими настроениями будут возвращаться в обычную жизнь потребители товаров и услуг
Фото: freepik.com
Людмила НОВИЧЕНКОВА
Пробуждение экономики, которого мы все так ждем, зависит не только от официального снятия ограничений, но и от настроений потребителей. Ipsos мониторит ситуацию вокруг восприятия коронавируса, чтобы понять – где мы сейчас находимся, и каким будет мир, в который предстоит вернуться.

В трудные времена люди проходят через несколько этапов адаптации к сложившейся ситуации – от стадии сомнений через подготовку, подстраивание, адаптацию, к восстановлению и окончательному переходу в новую реальность. За последний месяц мы видим существенную динамику настроений москвичей – в конце апреля больше половины москвичей учились жить в условиях самоизоляции: формировали новые привычки, осваивались в новой повседневности. Каждый десятый не верил, что COVID-19 является угрозой, каждый пятый делал запасы, опасаясь того, что ждет впереди.

В конце мая, когда завершился официальный период нерабочих дней, власти стали представлять планы поэтапного выхода из самоизоляции, а СМИ заполнились фотографиями заполнивших пляжи жителей европейских стран, москвичи ощутили приближение конца изоляционного периода. Каждый десятый вошел в фазу восстановления, 8% уже сейчас говорят, что ситуацию можно считать стабилизировавшейся. Одновременно на 4 процента выросла доля тех, кто не считает коронавирус угрозой. Это картина схожа с ситуацией в городах-миллионниках в целом.
В конце мая четверть опрошенных москвичей вернулись на свои физические рабочие места. В городах-миллионниках в целом на работу в оффлайне вернулись 31% опрошенных. Хотя еще в середине апреля по миллионникам в целом работал в физическом офисе только каждый пятый участник опроса.
Сразу после снятия ограничений готовы вернуться к привычному ритму жизни 44% москвичей, 30% полагают, что длина периода их возвращения к привычной жизни не превысит трех месяцев. Также примерно каждый десятый ожидает восстановительного периода больше, чем в три месяца. Аналогично каждый десятый планирует восстановить свои прежние активности только после появления вакцины, и столько же людей полагают, что эпидемия коронавируса так сильно изменила их жизнь, что к предыдущим привычкам они уже не вернутся.

Оставайтесь с нами. В дальнейшем мы поговорим о новых трендах и сигналах в экономике, которые выявили исследователи.
Made on
Tilda