С «Иволгой» по пути
Поездки на МЦД быстрее и удобнее благодаря городскому поезду нового поколения
За год, прошедший с момента запуска Московских центральных диаметров, столичный общественный транспорт кардинально изменил формат передвижений пассажиров по городу и за его пределами. Новая система железнодорожного сообщения прочно связала в одну транспортную сеть Москву и ближнее Подмосковье. Большую роль в популярности новых маршрутов сыграли современные поезда «Иволга».
Наш проект расскажет о полезных сервисах и решениях от создателей поезда, позволяющих сделать поездку на МЦД максимально комфортной. А еще – познакомиться с интересными пассажирами, которые могут оказаться вашими попутчиками в поездке.
Фото — АО «Трансмашхолдинг»
21 ноября 2019 года начали работу две из планируемых пяти линий диаметров - МЦД-1 от Одинцово до Лобни («Белорусско- Савеловский») и МЦД-2 от Нахабино до Подольска («Курско-Рижский»). Вместе за год они перевезли более 130 миллионов пассажиров. Всего на диаметрах открыто 60 станций, с 20 из них можно бесплатно пересесть на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и радиальные направления железной дороги.
Но это все цифры, хоть и впечатляющие. Главное же заключается в том, что проект за прошедший год успел стать поистине народным: горожане меняют привычные маршруты передвижения, выбирая для своих поездок МЦД. Они ценят диаметры за скорость, комфорт и инфраструктуру, созданную специально для этого, по сути, наземного метро, флагманский состав которого - поезд «Иволга».
Фото — АО «Трансмашхолдинг»

Всем поездам пример

«Иволга» во многих смыслах первопроходец среди других поездов. Во-первых, электропоездов городского типа в России до неё не существовало. Во-вторых, поезд почти полностью сделан из комплектующих отечественного производства. То есть, это не адаптация зарубежной разработки, а принципиально новый продукт, созданный специально для российских условий эксплуатации.
Фото — АО «Трансмашхолдинг»
А условия у нас специфические. Например, большое количество пассажиров - жителей многомилионной Москвы и ближайшего Подмосковья - нужно перевозить на короткие расстояния, делая остановки в разных районах города. Соответственно, поезд должен быстро разгоняться и плавно тормозить, а его вагоны должны быть оборудованы удобными поручнями для тех, кто едет стоя. При этом, поскольку пассажиры, передвигающиеся в центр города из области, проводят в пути довольно продолжительное время, то у них должна быть возможность не только отдохнуть, но и поработать. А для родителей с детьми необходимы условия, чтобы, при необходимости, переодеть ребёнка. Все это было реализовано инженерами Тверского вагоностроительного завода «Трансмашхолдинга» в поезде «Иволга».
Так, каждый вагон «Иволги» оборудован комфортными сидениями и точками доступа Wi-Fi. В креслах - USB-разъемы для зарядки электронных устройств, а в головных вагонах - крепления для велосипедов. Туалеты оборудованы сенсорными смесителями для воды, электросушилками для рук и пеленальными столиками.
Позаботились разработчики и о защите здоровья пассажиров, что оказалось очень актуальным в условиях пандемии коронавируса: «Иволги», как и все пассажирские поезда «Трансмашхолдинга», оснащены встроенными системами обеззараживания воздуха, работающими на основе амальгамных бактерицидных ультрафиолетовых ламп, аналогичных тем, что используются в медицинских учреждениях. Эффективность работы этих установок определили испытания, проведенные Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены.
Дезинфекция вагонов поезда «Иволга» в рамках борьбы с распространением коронавируса. Андрей Никеричев / АГН «Москва»
В дополнение к этому сегодня, для того, чтобы предупредить распространение вирусов и бактерий в поездах, сотрудники МЦД проводят уборку во время стоянки на станциях и в депо. Во время дезинфекции в вагонах моют полы и обеззараживают все поверхности - от ручек дверей до сидений. Вместе с тем составы обрабатывают холодным туманом, уничтожающим почти 100% микробов.
Фото — АО «Трансмашхолдинг»
Ускорение имеет значение
Ещё одна особенность электропоезда «Иволга» заключается в том, что он создавался как базовая технологическая платформа. На ее основе в дальнейшем могут выпускаться различные модификации поездов, отличающиеся назначением, скоростными характеристиками, составностью, экстерьером и интерьером.
Сегодня инженеры «Трансмашхолдинга» работают над новой модификацией поезда. Разработчики планируют увеличить скорость и ускорение состава.
Будет улучшена также эргономика и дизайн интерьера. Кроме того, инженеры планируют улучшить и пассажирские сервисы. Интересно, что предложения по модернизации выдвигают сами пассажиры – «Трансмашхолдинг» активно работает с обратной связью от широкой общественности. Так, благодаря такому подходу в вагонах «Иволги 2.0» появились урны и держатели для прессы.
Фото — АО «Трансмашхолдинг»

Транспортный символ столицы

И все это только начало глобального проекта, главная задача которого - преобразования городской транспортной сети. В ближайшее время мы станем свидетелями масштабного развития Московских центральных диаметров - запуска ещё трёх линий: МЦД-3 «Ленинградско-Казанского», МЦД-4 «Киевско-Горьковского» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкого». Все эти маршруты находятся на этапе проектирования.
Планируется, что будущий МЦД-3 протяженностью 82 километра объединит Зеленоград и Раменское. На линии предусмотрены 42 станции. При этом третий диаметр могут интегрировать с высокоскоростной железнодорожной магистралью Москва – Санкт-Петербург.
Также ведутся масштабные работы по проектированию МЦД-4 от Железнодорожного до Апрелевки. Сегодня идет реконструкция этой конечной станции и других остановочных пунктов. Ожидается, что открытие этого диаметра сократит время в пути для пассажиров до 38%.
Фото — АО «Трансмашхолдинг»
Маршрут МЦД-5, предполагается, свяжет противоположные друг другу города области — Пушкино и Домодедово.
Продолжают развитие и первые два диаметра - к 2024 году на них построят шесть новых станций: Петровско-Разумовская, Марьина Роща, Дмитровская, Котляково, Печатники и Щукинская, которая заменит станцию Покровское-Стрешнево. Количество пересадок на метро и на МЦК при этом увеличат до 27.
Как развитие проекта МЦД изменит жизнь столицы, можно представить, проведя аналогию с развитием железных дорог в Российской империи в XIX веке. Тогда строительство сети железнодорожных магистралей способствовало включению провинций в единое экономическое пространство и развитию торговли между отдаленными регионами, что способствовало очень быстрому социальному и экономическому развитию страны.
Фото — АО «Трансмашхолдинг»
Сегодня же МЦД связывает в единую сеть отдаленные районы, вроде Нахабина в Подмосковье или Курьянова в Москве и позволяет улучшить транспортное обслуживание более 4 млн жителей столичной агломерации за счет новых тарифов, современных поездов и дополнительных возможностей для пересадки. Места, не так давно считавшиеся «отрезанными» от экономической и социальной жизни мегаполиса начинают активно развиваться. Например, многие станции превратились из платформ советского образца в современные мини-вокзалы. Появились перехватывающие парковки, что позволяет доехать на своей машине до нужной станции МЦД из Подмосковья или с окраины Москвы, бесплатно оставить машину и, минуя утомительные пробки, добраться до центра столицы на ставшем новыми символом комфорта городских перевозок поезде «Иволга».
Технология пневмоподвешивания, обеспечивающая плавный ход поезда, низкий уровень шума и вибрации
Скорость до 60 км/ч при ускорении в 0,9 м/с², что значительно выше, чем у аналогов
Факты об Иволге
Две амальгамные бактерицидные УФ-лампы в каждом вагоне. Еще одна — в кабине машиниста. Мощность обеззараживания — до 2500 м3/час
Гибкая составность. Электропоезд может состоять из 5,6,7,8,9,10,11 или 12 вагонов, что позволяет ему подстраиваться под нужды пассажиров
Внешняя и внутренняя система видеонаблюдения
Световые элементы во входной зоне, облегчающие посадку и высадку пассажиров через дверные проемы шириной 1400 мм
Специальные аппарели при входе в головные вагоны для маломобильных пассажиров
Места для закрепления инвалидной коляски в салоне
Туалетные комнаты, спроектированные с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями
Информационные таблички, дублирующиеся шрифтом Брайля для слабовидящих пассажиров
Системы обеспечения постоянного микроклимата и обеззараживания воздуха
Доступ к бесплатному Wi-Fi интернету
Крепления для велосипедов в головных вагонах
USB-разъемы для зарядки гаджетов в каждом кресле
Медиаэкраны и информационные табло
Факты об Иволге
Две амальгамные бактерицидные УФ-лампы в каждом вагоне. Еще одна — в кабине машиниста. Мощность обеззараживания — до 2500 м3/час
Технология пневмоподвешивания, обеспечивающая плавный ход поезда, низкий уровень шума и вибрации
Скорость до 60 км/ч при ускорении в 0,9 м/с², что значительно выше, чем у аналогов
Гибкая составность. Электропоезд может состоять из 5,6,7,8,9,10,11 или 12 вагонов, что позволяет ему подстраиваться под нужды пассажиров
Внешняя и внутренняя система видеонаблюдения
Световые элементы во входной зоне, облегчающие посадку и высадку пассажиров через дверные проемы шириной 1400 мм
Специальные аппарели при входе в головные вагоны для маломобильных пассажиров
Места для закрепления инвалидной коляски в салоне
Туалетные комнаты, спроектированные с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями
Информационные таблички, дублирующиеся шрифтом Брайля для слабовидящих пассажиров
Системы обеспечения постоянного микроклимата и обеззараживания воздуха
Доступ к бесплатному Wi-Fi интернету
Крепления для велосипедов в головных вагонах
USB-разъемы для зарядки гаджетов в каждом кресле
Медиаэкраны и информационные табло
В дороге имеет значение не только комфортный транспорт, но и попутчики — люди, которые становятся нашими соседями на то время, что мы добираемся до работы. Мы расскажем о том, каких интересных людей можно встретить на МЦД, и почему они выбирают эти маршруты и «Иволгу».
Хирург Сергей Павлов: «Больше всего ценю безопасность «Иволги»
Хирург Сергей Павлов работает в детской поликлинике № 38, где заведует клинико-диагностическим отделением. Доктор живет в подмосковном городе Одинцово и уже семь лет каждый день добирается до работы в центр города. С появлением Московских центральных диаметров его путь до поликлиники сократился на 15 минут, но, самое главное, что поездку на «Иволге» он считает безопасной, а время, проведенное в дороге — проведенным с пользой.

Сергей, чем вы обычно занимаетесь в дороге?

— Как правило, смотрю видео или читаю медицинскую периодику — обзоры, новости. Но нередко приходится отвечать на рабочие звонки. Меня радует, что в новых поездах МЦД — «Иволгах» — хорошая шумоизоляция, читать, усваивать информацию и общаться по телефону стало намного проще, чем в старых электричках.

Очень приятно, что составы просторные, светлые, с продуманными мелочами для удобства пассажиров. Теперь я вообще не переживаю о том, успел ли я зарядить телефон перед тем, как выскочить из дома, или нет. В вагоне всегда можно найти USB-разъем и зарядить телефон! Впрочем, для меня важно ещё и то, что с появлением МЦД и «Иволги» на железной дороге стало намного безопаснее, чем раньше…

— Приходилось сталкиваться с опасными ситуациями?

— Иногда. Вспоминаю огромные промежутки между платформой и поездом у нас на станции до реконструкции платформы для МЦД: однажды я увидел, как женщина с сумками оступилась и провалилась в такой промежуток! Мы с другим мужчиной бросились на помощь и, к счастью, успели ее вытащить и запрыгнуть в электричку обратно! С новыми широкими платформами, исключающими зазоры между ними, и широкими вагонами, в частности, «Иволги», такие происшествия, надеюсь, будут исключены.

— Что, на ваш взгляд, самое главное в вашей работе?

— Пожалуй, умение найти контакт с человеком. Я лечу детей от, как говорится, от 0 лет до 18 лет. Ко мне на приём приходят как пациенты с простыми вопросами, так и с большими проблемами со здоровьем. И к этим ситуациям родители моих маленьких пациентов относятся по-разному. Очень часто перед тем как решить проблему ребёнка приходится налаживать контакт с родителями. Для нас, детских врачей, как и для учителей, да и любых других специалистов, работающих с людьми, умение общаться очень важно! Потому важно быть в ресурсе. Этому способствуют и комфортные поездки в поездах МЦД.
Менеджер и литератор Елена Васина: «В комфортном кресле со стаканчиком кофе в одной руке и смартфоном в другой — чувствуешь себя модным писателем»
Елена Васина, ведущий менеджер корпоративного отдела в Международном центре профессионального образования. В свободное от работы время пишет прозу. Недавно выпустила книгу, которую написала в электричке по пути на работу.

Елена, как часто вы пользуетесь МЦД?


— Я ежедневно езжу из Подольска в Москву, так как работаю в образовательном центре, расположенном в самом центре столицы. У нас повышают квалификацию медицинские работники: врачи, медсестры и санитары. Учатся массажу молодые специалисты и проходят переподготовку опытные. Можно сказать, я тружусь на стыке двух сфер: образовательной и медицинской. И моя работа важна для обеих, так как я помогаю людям получать и качественно усваивать новые знания. Конечно, ездить в Москву каждый день — трудно и занимает много времени.

Но я обычно что-нибудь пишу по дороге, поэтому время летит незаметно, особенно в «Иволге».

— В этом поезде вам особенно комфортно?

— Год назад Подольск стал частью МЦД и теперь я все чаще с комфортом устраиваюсь в кресле (а не у кого-нибудь на спине, как раньше — смеется) и со стаканчиком кофе в руке и пишу в дороге свои заметки, которые потом использую для работы над новой книгой. Я слышала, что Сэлинджер написал «Над пропастью во ржи» в пригородном поезде. Сомневаюсь, что ему было также удобно, как мне в «Иволге», но приятно осознавать, в некотором роде, такую преемственность. Чувствую себя модным писателем.

По выходным ездим гулять в Москву с сыном. Ему 5 лет. Мне говорят: «Как ты с таким непоседой ездишь в поезде после рабочей недели?» А нам хорошо. В «Иволге» удобно, можно самокат «припарковать» и велосипед с помощью специального велокрепления. Сыну особенно интересно в поездке, так как можно мультики включить, не волнуясь, что телефон сядет. Еще он любит рассматривать медиаэкраны в этом поезде с информацией о маршруте. В составе есть комфортный туалет — это особенно важно при поездке с ребенком.

И особенная радость, что поезда ходят с небольшими интервалами, через равные промежутки времени. Раньше, бывало, опоздаешь на поезд, а следующий ждать минут 40. Никуда не денешься — стоишь, ждешь в любую погоду. А сейчас — как в метро, только над землей. Можно ещё и пейзажами полюбоваться по дороге.

— Поменялись ли как-то пассажиры пригородных направлений с появлением МЦД?

— Да. Считаю, что с появлением МЦД пригородным железнодорожным сообщением стало пользоваться больше молодых деловых людей. Сегодняшние пассажиры пригородных направлений едут в офисы по утрам и возвращаются по вечерам, это приятная и интеллигентная публика, которая ценит комфорт, свое время, качество жизни. Это и дают МЦД и «Иволги».
Фотограф Александр Камачкин: «Поезда на МЦД точно не уступают европейским аналогам»
Александр Камачкин, интерьерный фотограф, работы которого печатаются в ведущих российских СМИ. Ежедневно он выезжает по разным адресам, как в самой Москве, так и за ее пределами, поэтому ему, жителю Марьиной Рощи, особенно удобны не только маршруты МЦД, но и комфортабельные вагоны «Иволги».

— Александр, вы снимаете интерьеры домов знаменитых людей, а также сотрудничаете с известными дизайнерами и архитекторами, которые приглашают вас сфотографировать их труды для различных медиа. Случалось ли, что техническое наполнение «Иволги» вас каким-то образом выручало в работе?

— Конечно, и не один раз. Бывали ситуации, когда нужно было срочно отправить в редакцию ссылку на фотографии, и отличный Wi-Fi в составе меня спасал. Потом, я человек общительный, много разговариваю по телефону, и не боюсь, что он разрядится в течение съемочного дня за городом: возвращаясь домой всегда можно просто восполнить заряд батареи прямо сидя в кресле, так как USB-розетки у каждого сидения. Это очень продуманный момент! Кроме того, в салоне тихо.

Еще нравится, что вагоны очень просторные, без тамбуров — легко заносить аппаратуру и ее размещать.

Жаль, что пока МЦД имеет лишь две ветки, и куда-то еще приходится ездить на машине, за рулем которой уже, определенно, не поработаешь, и не отдохнешь. Но, надеюсь, в будущем, эта сеть расширится, и другие районы станут доступнее.

— Интересно, в дома к каким звездам вам удавалось попадать, и кто произвел особое впечатление?

— Этот список довольно обширный, даже не знаю, чей дом меня особенно впечатлил. Если говорить об общей продуманности стиля и утонченном вкусе, то меня в свое время поразил особняк Степана Михалкова. Очень понравился самобытный, оригинальный дом Егора Кончаловского, а также уютный, деревянный — Алексея Кортнева. Игорь Саруханов возвел у себя в саду необыкновенной красоты площадку для барбекю в восточном стиле с коврами, а у Ирины Салтыковой, Арины Шараповой, Ларисы Вербицкой и Оксаны Ярмольник, удивил восхитительный ландшафтный дизайн. Или, например, дом Вячеслава Зайцева — мало того, что эффектный, так еще там располагался огромный музей одежды, с манекенами в элегантных нарядах…

— Вы используете МЦД только для поездок по работе?

— Нет, так как мы с женой люди спортивные, в теплое время года любим кататься на велосипедах, и как раз «Иволга» отличается тем, что в вагонах оборудованы прекрасные крепления для этого вида транспорта. Вроде мелочь, но это важно как для нас, так и для тех, кто едет в поезде вместе с нами — мы им не мешаем. В целом эргономика этих поездов радует. Она современная, приятная глазу, точно не уступает европейским аналогам. Небо и земля по сравнению с электричками прошлых поколений. «Иволги» кажутся более вместительными благодаря широким проходам, отсутствию межвагонных дверей, а также оптимальной компоновке сидячих мест — их два, а не три, как раньше и в других поездах. Эти вагоны стильные, отделаны качественными материалами, еще и чистые туалеты есть.

— А что скажете о безопасности?

— В «Иволге» есть система видеонаблюдения, и она создает некий эффект сохранности, спокойствия. Даже, когда несколько раз ездил поздно вечером, практически в полупустых вагонах, совершенно не было тревожно. Также приятен имеющийся климат-контроль: если раньше в электричках все дружно мерзли в мороз, а в жару задыхались от духоты, то теперь во все сезоны обеспечена благоприятная атмосфера. А в настоящий момент, в эпоху пандемии, радует, что в вагонах беспрерывно еще работают системы обеззараживания воздуха. Сегодня это необходимо.
Певица Екатерина Чистова: «Для любителей загородной жизни „Иволга“ самый лучший транспорт»
Екатерина Чистова, участница популярного шоу «Голос», певица, сочиняющая собственные песни, а еще заботливая мама ребенка с особенностями развития и организатор благотворительных проектов для детей с аутизмом. Будучи жительницей Нахабино, она уже год пользуется МЦД и «Иволгой», и утверждает, что теперь и ее жизнь вышла на новые рельсы.

— Екатерина, вас довольно часто можно встретить в поездах Московских центральных диаметров?


— Да, с тех пор, как МЦД начали свою работу год назад, центр Москвы стал для нас, жителей Нахабино, гораздо ближе. За этот год мы уже и забыли, что такое часами маяться в пробках, которые буквально душили жителей нашего района. Сейчас я очень быстро могу добраться до нужных точек в Москве, и решить все свои вопросы. И это касается не только моих профессиональных дел. Сегодня, в основном, я со своим сыном Тихоном езжу в Москву на развивающие занятия к определенным педагогам, и, подчас, эти адреса очень далеко от нашего дома. Стараемся выбирать для своих поездок «Иволгу», так как это очень современный, комфортный и приятный поезд.

— Как считаете, эти поезда соответствуют мировым стандартам?

— Мне кажется, они сделаны на очень достойном уровне. Салон очень просторный, продуманный, кресла мягкие, поручни многоуровневые, удобно держаться, если стоишь. А еще я заметила, что подсветка в вагонах меняется: утром яркая, бодрая, а вечером слегка приглушенная, можно подремать, если едешь утомленный.

Также в вагонах есть места для инвалидных колясок, то есть, предусмотрен комфорт людей с ограниченными возможностями. Это отлично. Я отмечаю такие вещи.

Вообще, знаете, сидя в этом поезде, ощущаешь себя в Европе. Все по высшему классу. Теперь для любителей загородной жизни, это самый лучший транспорт. Создается приятное впечатление полноценной и комфортной столичной жизни, хотя обитаешь аж в четырнадцати километрах от Москвы (улыбается).

— Вас устраивает частота и скорость передвижения составов?

— Безусловно. Теперь можно четко рассчитать свое время в пути. Я практически мгновенно из Нахабино добираюсь до метро Тушинская, или Комсомольская, еще что-то успеваю посмотреть в телефоне, благо в вагонах нет проблем с Wi-Fi. В принципе, линии МЦД настолько удобно проложены, что вот я, например, могу даже не пересаживаться на метро. Надеюсь, в будущем мудрая система МЦД будет развиваться на радость жителей столицы и ее окрестностей.
Понравился проект? Поделись с друзьями.
Made on
Tilda