История завода — история города
МНПЗ меняется вместе с Капотней
СПЕЦПРОЕКТ
В 2020 году Московский нефтеперерабатывающий завод обновился на 80 процентов благодаря вводу нового комплекса «Евро+». Вместе с преобразившимся заводом меняется весь район Капотня. Он комплексно благоустроен: отремонтированы дома, во дворах появились новые детские и спортивные площадки, облагорожены скверы, а вдоль Москвы-реки разбит роскошный парк — такой большой и уютный, что может принять все 33-тысячное население района. Подробнее об этом — в нашем проекте.

Модернизация. Как высокие технологии изменили завод

В июле 2020 года президент России Владимир Путин дал команду на пуск высокотехнологичного комплекса «Евро+» на Московском нефтеперерабатывающем заводе. На смену пяти старым установкам прошлого поколения пришла одна, но самая современная в России. «Евро+» обеспечивает переработку 6 млн тонн нефти в год, что составляет половину мощности всего НПЗ.
Меньше, но эффективнее
Новый комплекс на 15 процентов компактнее пяти старых, выведенных из эксплуатации, установок, которые он заменил. Благодаря использованию новых технологий «Евро+» еще и на 15 процентов энергоэффективнее выведенных старых установок — потребляет меньше электроэнергии и топлива. При этом, что важно, ввод комплекса не сократил количество рабочих мест на предприятии. Более того — появились новые, где работают специалисты самой высокой квалификации, прошедшие специальный курс обучения перед тем, как начать работу на более современном оборудовании.
И даже «сотый» бензин
Новый комплекс работает по полному циклу: от первичной переработки нефти до получения готовой продукции — бензина, дизельного топлива, авиакеросина. С вводом «Евро+» продуктовую линейку завода пополнил и 100-й бензин. В столице он довольно популярен. Но даже без G-100 новый комплекс сможет значительно повысить выпуск продукции — за счет роста производства ходовых АИ-92 И АИ-95. Что важно, «Евро+» дает возможность гибко регулировать продуктовую корзину. Если, например, авиационный керосин в силу экономической и эпидемической ситуации мало востребован, можно сконцентрироваться на выпуске дизельного топлива. Старое технологическое кольцо такой возможности не давало.
Экологичное решение
Не менее важно, что запуск «Евро+» снизит воздействие производства на окружающую среду — на 11 процентов с каждой тонны переработанной нефти. Этот комплекс полностью интегрирован в городскую систему экологического контроля. Он оборудован автоматизированной системой мониторинга воздуха (АСМВ), данные с которой в онлайн-режиме поступают экологическим службам.

Датчики также контролируют качество воздуха и в районе системы утилизации избыточных газов. Это система закрытого типа.

Технология позволяет безопасно, надежно и экологично ликвидировать избыток технологического газа в случае его возникновения. Оптимизация производственных процессов комплекса «Евро+» позволяет вовлекать все технологические газы в производство, а система утилизации включается только в случае необходимости.
Демонтаж старых установок
С пуском «Евро+» было принято решение старые установки разобрать. Демонтаж уже начался. Эти объекты, построенные в 40–60-х годах прошлого века, уже выработали свой ресурс. Их разбирают с помощью специальной техники — крупнотоннажных кранов, экскаваторов, бульдозеров, промышленных гидравлических ножниц. Последовательно демонтируют колонны, трубы, печи, вспомогательные строения. Отходы будут отсортированы и утилизированы, а отдельные части используют специализированные предприятия в повторной переработке. Освободившиеся площади будут задействованы при дальнейшей реализации программы развития предприятия — для обновления оборудования.

Преимущества нового комплекса

«Евро+» позволит на 15 процентов повысить рост выпуска бензина, на 40 процентов — дизельного топлива и в два раза — авиакеросина.
Показатель глубины переработки нефти благодаря новому комплексу вырос до 85 процентов.
Межремонтный цикл оборудования вырос ровно в два раза — с двух до четырех лет.
За счет высокой энергоэффективности «Евро+» Московский НПЗ более чем на 7 процентов сократит годовое энергопотребление.
Уровень воздействия производства на окружающую среду уже сократился на 11 процентов с каждой тонны переработанной нефти.
Комплекс включает более 15 тысяч датчиков, которые обеспечивают безопасное ведение технологического процесса, проводят самодиагностику, выявляют возможные неисправности.
«Евро+» позволит на 15 процентов повысить рост выпуска бензина, на 40 процентов — дизельного топлива и в два раза — авиакеросина.
Показатель глубины переработки нефти благодаря новому комплексу вырос до 85 процентов.
Межремонтный цикл оборудования вырос ровно в два раза — с двух до четырех лет.
За счет высокой энергоэффективности «Евро+» Московский НПЗ более чем на 7 процентов сократит годовое энергопотребление.
Уровень воздействия производства на окружающую среду уже сократился на 11 процентов с каждой тонны переработанной нефти.
Комплекс включает более 15 тысяч датчиков, которые обеспечивают безопасное ведение технологического процесса, проводят самодиагностику, выявляют возможные неисправности.
Чистый завод
«Евро+» — не первый технологический прорыв Московского НПЗ. В 2017 году на заводе ввели новые очистные сооружения — уникальный комплекс «Биосфера», способный очищать воду от загрязнений на 99,9 процента. Благодаря установке потребление воды сократилось в 3 раза за счет повторного использования. Проект реализован в рамках масштабной экологической программы по модернизации предприятия.
Программа экологической модернизации завода действует с 2011 года. Ее цель — достижение лучших экологических стандартов, повышение эффективности производства и производственной безопасности. Предприятие выполняет все обязательства. Реализованные проекты уже позволили сократить воздействие на окружающую среду в 4 раза.
«Установка впечатляет, но на самом деле жителей волнует не как установка выглядит, а какие запахи от завода они ощущают. Мы стоим сейчас в центре завода, а ощущение — будто в парке Горького. Вообще не ощущается запахов. И очень важно, какое топливо выпускает завод, потому что 98% загрязнений Москвы — это автомобильный транспорт. Поэтому от качества топлива, которым заправляются, зависит экология города и страны», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин во время церемонии пуска комплекса «Евро+».

Благоустройство: из заводской окраины — к комфортному району

Жители Капотни — района, прилегающего к МНПЗ, — тоже оценили экологический эффект модернизации завода. А за два последних года этот район — некогда промышленную окраину столицы — модернизировали вслед за предприятием. Сейчас Капотню не узнать.
Больше зелени
Фасады домов отремонтированы, появились тысячи новых деревьев и кустарников, по всей территории района заменили газон. В местах, где большой перепад рельефа, вдоль дорог уложили рулоны с газонным покрытием, а во дворах использовался посевной газон.
Транспорт для всех
Для автомобилистов района обустроили две бесплатные парковки. Параллельно с этим расширили проезжую часть улицы Капотни — с двух до четырех полос. А вдоль проезжей части 1-го Капотнинского проезда и Проектируемого проезда № 5217 сделали парковочные карманы.
Также на улице Капотне обновили 13 остановок общественного транспорта. На девяти из них появились павильоны нового типа, а на четырех — еще и интерактивные панели с расписанием маршрутов и терминалами по продаже билетов и пополнению карты «Тройка».
Не забыли и про тех, кто из общественного транспорта вышел. На этой же улице тротуар расширили в среднем на полметра. А еще в местах, где раньше были «народные тропы», уложили асфальт.
Для любителей самокатов и велосипедов сделали велодорожки. А чтобы по ним было удобно ездить вечером, установили еще и фонари со светодиодными элементами. Как только кто-то появляется — они загораются. Удобно и экономично.
Парк не хуже, чем в центре
Полузаброшенную территорию вдоль Москвы-реки власти Москвы превратили в парковое пространство с разнообразными зонами для спокойного и активного отдыха. Причем этот парк весьма удачно соединили с другим, им. 850-летия Москвы в районе Марьино. Два пространства для спорта и отдыха соединила дорожка, оформленная навесом из дерева в виде тоннеля.
Общая длина единого велосипедно-пешеходного маршрута вдоль левого берега Москвы-реки от МКАД до крайней точки парка 850-летия Москвы — более 10 километров!
Весь капотненский парк пронизывают дорожки для пеших прогулок. А спуститься к нему от жилых домов можно сразу с нескольких точек — для этого есть удобные лестницы.
Что интересно, заболоченные территории парка решили не осушать. Их очистили от мусора и сделали частью зоны отдыха. Строители возвели несколько маршрутов с ограждениями: получились приподнятые над болотом экотропы с настилом из специальной террасной доски протяженностью около полутора километров.
В некоторых местах у воды сделали специальные смотровые площадки. Причем на многих из них установили лежаки, а также пандусы для маломобильных граждан. Со смотровых площадок можно и рыбачить, что некоторые жители Капотни и делают. Есть в парке несколько спортивных площадок и, конечно, места для пикников. А еще есть сцена для концертов, спектаклей и лекций, площадка со столами для игры в пинг-понг, поле для игры в пляжный волейбол и уличные тренажеры.
Под сенью муз
В благоустройстве Капотни принимает активное участие и Московский НПЗ. В этом году, например, волонтеры предприятия высадили деревья в недавно открывшемся парке. Также в этом году за счет средств завода в местном Дворце культуры обустроили театральный зал. Там появились новые кресла, установлено новое звуковое и световое оборудование, видеопроектор, новый рояль и многое другое.
Таким образом, в Капотне появился зал, где могут выступать театральные труппы самого высокого уровня. Да и сами жители района, надо думать, с удовольствием почувствуют себя в роли артистов.
В результате, и Капотня, и Московский НПЗ развиваются параллельными курсами, становясь более современными и продвинутыми.
Как изменилась Капотня
Во дворах жилых домов реконструировали 55 детских площадок и обустроили еще 22 новые детские игровые зоны. На всех площадках постелили травмобезопасное прорезиненное покрытие.
Для взрослых жителей района сделали 17 спортивных зон с новым оборудованием.
Обустроены четыре площадки для выгула и дрессировки собак.
В районе высажено 784 дерева и более чем 35 тысяч кустарников.
На аллее, идущей вдоль МКАД, появилось 138 деревьев. В теплое время года они создают шумоизоляцию и очищают воздух.
В парке вдоль Москвы-реки обустроены семь детских площадок. Причем одна из них — четырехуровневая!
Набережная парка протянулась более чем на два километра, а площадь, которую затронуло благоустройство, составляет около 60 гектаров.
Во дворах жилых домов реконструировали 55 детских площадок и обустроили еще 22 новые детские игровые зоны. На всех площадках постелили травмобезопасное прорезиненное покрытие.
Для взрослых жителей района сделали 17 спортивных зон с новым оборудованием.
Обустроены четыре площадки для выгула и дрессировки собак.
В районе высажено 784 дерева и более чем 35 тысяч кустарников.
На аллее, идущей вдоль МКАД, появилось 138 деревьев. В теплое время года они создают шумоизоляцию и очищают воздух.
В парке вдоль Москвы-реки обустроены семь детских площадок. Причем одна из них — четырехуровневая!
Набережная парка протянулась более чем на два километра, а площадь, которую затронуло благоустройство, составляет около 60 гектаров.
Made on
Tilda