МСД: масштабный проект, изменивший столицу
Более двух лет назад в столице было открыто движение по основному ходу МСД. Строительство этого самого протяженного в России скоростного диаметра в черте города создает новую транспортную реальность столицы. Трасса, пересекающая мегаполис с севера на юг, соединяет 10 крупных магистралей и проходит через 48 столичных районов, в которых проживают 5 миллионов москвичей. По своим масштабам этот инфраструктурный проект Москвы сравним со строительством ТТК (Третьего Транспортного кольца) или МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги).
Московский скоростной диаметр проходит от магистрали М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) до Варшавского шоссе, с ответвлением на трассу М-12 «Восток».
«От развития транспорта в Москве зависит жизнь не только каждого москвича каждый день, но во многом логистика нашего государства».

Мэр Москвы Сергей Собянин
Еще недавно это представлялось автомобилистам чем-то из разряда фантастики: время в пути из одного конца города до другого теперь составляет всего около 40 минут! Недаром Московский скоростной диаметр уже сегодня входит в топ-3 самых популярных транспортных артерий столицы. Благодаря открытию участков МСД облегченно вздохнули разгруженные от заторов исторический центр, Садовое кольцо, ТТК (Третье Транспортное кольцо) и МКАД (Московская кольцевая автомобильная дорога).
Протяженность МСД составляет
68
километров.
90
км/ч.
Почти на всей магистрали действует повышенный скоростной режим
Ежедневно МСД пользуются порядка
400
тысяч автомобилистов.
Две хорды – один диаметр
О решении объединить Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды в новую городскую магистраль мэр Москвы Сергей Собянин объявил в начале 2022 года. Скоростной диаметр пересекает город с севера на юг, от магистрали Москва — Санкт-Петербург до Варшавского шоссе, с ответвлением на трассу М12 «Восток». Проект реализовывался поэтапно.

Осенью 2022 года президент Российской Федерации Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли участок трассы от Ярославского до Дмитровского шоссе — он стал последним звеном в строительстве основного участка Московского скоростного диаметра. Бессветофорное движение по магистрали было запущено от Бусиновской развязки до Косинской эстакады. Еще через год, в 2023 году, завершились работы по соединению основного участка МСД в районах со строящейся федеральной трассой М-12 «Восток», ведущей из Москвы в Арзамас, Казань и далее на восток страны. Тогда же было открыто южное направление Московского скоростного диаметра.
На
20%
быстрее проезжает скорая помощь в районах, прилегающих к МСД. Скорая помощь проезжает по МСД бесплатно и беспрепятственно.
На
30%
выше пропускная способность транспортных коридоров, проходящих через территорию Московского региона, за счет разгрузки МКАД, ЦКАД.
На
13%
снизилась нагрузка на северо-восточные участки МКАД благодаря запуску основного участка МСД.
Юг
Открытие южного направления МСД до Московской кольцевой автомобильной дороги существенно улучшило транспортную ситуацию не только в нескольких округах, но и во всем мегаполисе в целом. С юга Московский скоростной диаметр соединяет шоссе Энтузиастов, Третье Транспортное кольцо, Рязанский и Волгоградский проспекты, улицы Подольских Курсантов, Липецкую, Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе.  
97
километров.
Общая протяженность дорог в составе южного направления МСД составляет
28
километров.
Протяженность по прямой –
В начале этого года завершено строительство эстакады от МКАД до новой автомобильной дороги «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе». При строительстве специалисты применяли комбинированные технологии, по которым часть пролетов монтировали на временных опорах, а остальные — с помощью метода надвижки. Это позволило не мешать движению транспорта на прилегающих дорогах и железнодорожных путях.

— Длина эстакадного съезда составила 630 метров. Объект стал самым протяженным мостовым сооружением на участке Московского скоростного диаметра за пределами МКАД, — говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов. — Эстакаду удерживает 16 опор. В общей сложности для ее строительства потребовалось более 4,7 тысячи кубометров железобетонных конструкций. По всей длине эстакады установили уличное освещение и автоматическую противогололедную систему. Съезд обеспечил движение автотранспорта на основной ход МСД в сторону Московской области.
А в целом южное направление МСД обеспечило транспортной связью 22 района четырех округов Москвы – Восточного, Юго-Восточного, Южного и Юго-Западного, в которых проживают около 2,5 миллиона человек. Также существенно улучшится транспортная доступность районов Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО).

В 2026 году планируется завершить строительство дополнительного участка Московского скоростного диаметра (МСД) на юге столицы – вдоль Каспийской улицы от Кантемировской улицы до Павелецкого направления Московской железной дороги.

– Одновременно на этом участке МСД возводят несколько эстакад и прокладывают тоннель под Бакинской улицей, который готов более чем на треть, – отметил руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы Василий Десятков.
55
Всего в составе южного направления МСД будет построено
искусственных сооружений.
Север
Благодаря скоростной магистрали значительно улучшилась транспортная доступность районов Некрасовка, Косино-Ухтомский, а также подмосковных Люберец и Балашихи. По проекту северная часть Московского скоростного диаметра соединяет восточный и северный участки Московской кольцевой автомобильной дороги, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе. Таким образом, северное направление скоростного диаметра улучшает транспортную ситуацию примерно для 2,5 миллиона человек, проживающих в 26 районах Северного административного округа, Северо-Восточного, Восточного и Юго-Восточного административных округов.
120
километров.
Общая протяженность дорог в составе северного направления МСД — более
40
километров.
Протяженность по прямой —
искусственных сооружений,
85
На северном направлении МСД построено
2,5
в том числе самая длинная в Москве эстакада — от МКАД до шоссе Энтузиастов, протяженностью
километров.
Дорожная сеть
Реализовать такой грандиозный дорожный проект в условиях плотной городской застройки, конечно, очень непросто. Здесь важно все – от возведения основной магистрали до создания дополнительных транспортных связей с прилегающими к ней улицами, строительство эстакад, подземных переходов, устройство инженерных коммуникаций. Так, на южном направлении Московского скоростного диаметра, от улицы Шоссейной до улицы Полбина и от улицы Полбина до Курьяновского бульвара, было построено около 16 километров дорог. А от улицы Шоссейной до Курьяновского бульвара было переустроено более 146 километров кабельных линий и проложено свыше трех километров новых сетей.
миллиона квадратных метров асфальта,
3
При строительстве дорожной сети МСД было уложено более
использовано свыше 2 миллиона кубометров бетона, около 240 тысяч тонн металла.