Работники нефтяной отрасли внесли огромный вклад в разгром фашистов

К 80-летию Великой Победы «ВМ» совместно с Музеем Победы и Московским НПЗ подготовила проект о роли советской нефтяной отрасли в Великой Отечественной войне. Вместе с военным историком, членом Ученого совета Музея Победы Артемом Драбкиным мы расскажем, как нефтяники помогали фронту, как нефтепродукты доставляли в обход блокированных немцами маршрутов и какой подарок так и не получил Гитлер.
Топливо для фронта
В горниле Первой мировой войны родилась фактически вся современная техника. С ростом механизации все актуальнее вставал вопрос горюче-смазочных материалов, спрос на них рос, а вместе с ним росла также роль нефти в жизни страны.
В межвоенный период доля нефти в топливно-энергетическом балансе мира быстро возрастала: если в 1913 году на нефть приходилось пять процентов от совокупного потребления энергоресурсов, то в 1938-м, последнем перед войной году, уже 18 процентов.
Довоенные приоритеты
В тридцатые годы основным видом топлива в СССР был уголь. Его энергетическая ценность вполне сопоставима с нефтью, инфраструктура для его использования в стране уже имелась, а объемы месторождений на Донбассе были и остаются до сих пор колоссальными. В качестве альтернативного топлива советское правительство делало ставку на торф — дешевый ресурс, добыча которого не требует ни серьезных вложений, ни квалифицированных кадров. Тем не менее с индустриализацией в стране росло и потребление нефтепродуктов. Основным нефтяным регионом в СССР был Баку.
К концу 30-х годов происходит взрывной рост парка техники. Но развитие нефтяной промышленности тормозится отсутствием капитальных вложений.
В 1932 году в СССР добывали 22 миллиона тонн нефти, а в 1940 году - 31 миллион. При этом 80 процентов этой нефти добывали фактически в одном регионе: в Баку, Грозном и Майкопе. Там же, на Кавказе, были сосредоточены 90 процентов предприятий по переработке нефти.
Строительство Московского НПЗ, по мнению Артема Драбкина, стало попыткой приблизить конечный продукт нефтепереработки к центру потребления и хоть как-то диверсифицировать сконцентрированную в одном месте отрасль.
Развитие парка военной техники СССР
1932 год
(тыс. штук)
танки – 4
автомобили – 80
самолеты – 5
тракторы – 150
самолеты – 40
автомобили – 815
танки – 4
1940 год
тракторы – 570
Мнение историка
Большие потери
«Лебенсраум», или «жизненное пространство» — идея переселенческого колониализма нацистской Германии. Именно восток с его богатыми недрами и колоссальными территориями рассматривался Рейхом в качестве жизненного пространства.
Гитлеру нужны были ресурсы для противостояния Англии и США. Он опирался на опыт Первой мировой. Германия капитулировала из-за того, что не тянула ее экономически. И Гитлер понимал, что Германию отрежут от морских поставок, поэтому необходимо выкачивать ресурсы из колонизированных восточных территорий: пшеница — Украина, уголь — Донбасс, нефть — Баку.
Начало войны обернулось для Советского Союза большими потерями во всех сферах, в том числе и в горюче-смазочных материалах.  Практически все горючее на складах Западного военного округа было потеряно в самом начале войны. Параллельно с отступлением советских войск начинается эвакуация нефтяной промышленности с берегов Черного и Азовского морей. 

В баках немецкой техники, наступавшей вглубь СССР, было синтетическое топливо. Из-за небольших запасов нефти в Германии его производили по сложной и дорогой технологии из каменного угля. Холодной зимой 1941−1942 года проявился важный нюанс такого топлива: отечественные бензин и авиакеросин из нефти были устойчивее к холоду, чем их немецкие аналоги.
Ни капли нефти немцам
Немцам удалось захватить майкопские месторождения, дающие около двух миллионов тонн нефти в год. Захват Баку привел бы к катастрофическим последствиям, поэтому Сталин распорядился — нефть ни при каких условиях немцам не отдавать. Необходимо было уничтожить нефтяные скважины так, чтобы фашисты не могли восстановить ее полгода. Николай Байбаков, занимавший в 1942 году должность уполномоченного Государственного комитета обороны по уничтожению нефтяных скважин, разработал собственную технологию с использованием армированного бетона.
Потери предприятий и организаций Наркомата нефтяной промышленности
Разрушено
нефтяных и газовых скважин
2130
Стоимость уничтоженного и разграбленного имущества
рублей
139 117 017
Мнение историка
Подвиг тех, кто остался
Из суммарного 31 миллиона нефти, перерабатываемого СССР перед войной, на Московский НПЗ приходилось лишь полмиллиона тонн, что, на первый взгляд, кажется незначительной долей. Однако в период Битвы за Москву непосредственная близость завода к фронту позволяла очень оперативно, напрямую поставлять топливо войскам. Возможно, это и была та «соломинка», которая переломила хребет фашизму.
Московский НПЗ продолжал работать, несмотря на бомбежки и близость к линии фронта. 16 октября в Москве была паника, но работники завода не дрогнули и продолжили работать. Ситуация тогда была настолько катастрофической, что даже просто остаться на своем рабочем месте было уже подвигом.
Московский НПЗ частично эвакуировали в Орск, но большая часть производства осталась в столице. В самые напряженные моменты сражения военная техника заправлялась прямо в Капотне. Предприятие замаскировали, построили бутафорский завод, чтобы запутать разведчиков и бомбардиров. Правдоподобности декорации придавали бочки с остатками горючего, которые поджигали после каждого налета немецкой авиации.
Логистический кошмар
В конце 1941 года обозначилась серьезная проблема - затоваривание складов в Баку. Нефть просто негде было перерабатывать. Наиболее остро эта проблема встала летом 1942 года, когда нефтепродукты стало крайне сложно транспортировать. Путь по Волге был основной транспортной артерией нефти, в том числе предназначавшейся для Московского НПЗ.
Летом 1942 года в Баку скопилось шесть миллионов тонн нефтепродуктов. Вывезти их не могли. Железнодорожные цистерны заполняли нефтью, снимали с тележек, буксировали морем в Красноводск (сейчас Туркменбаши, Туркменистан). Там же построили нефтеперерабатывающий завод. В Красноводске цистерны ставили обратно на тележки и по железной дороге через Ташкент отправляли на нефтеперерабатывающие заводы и на фронт.
Еще одним перевалочным пунктом стал прибрежный Гурьев (сейчас Атырау, Казахстан), где построили нефтеналивной причал, а затем — железную дорогу в Кандагач. В Орске построили НПЗ, который американцы поставили СССР по ленд-лизу.
Восстановление и рост
К 1943 году объем добычи нефти в СССР упал на 30 процентов и только после этого начал незначительно расти. Отставание по этому показателю от США было колоссальным. Советскому Союзу потребовалось 10 лет для того, чтобы вернуть добычу нефти к довоенным показателям.

При всем негативном влиянии на нефтяную отрасль война стала стимулом для развития технологий. Быстрыми темпами развивался Волжско-Уральский регион, где в 1950 году добывали 30 процентов нефти от общесоюзного показателя, а в 1956 году уже 63 процента. Всего в 1956 году в СССР было добыто 83,8 миллиона тонн нефти – почти в 2,5 раза больше, чем в довоенном 1940-м. 
Московский НПЗ сохранил кадры и мощности. В послевоенные годы завод освоил выпуск зимнего дизеля и стал первой в стране площадкой для производства передового сырья для предметов из пластика – полипропилена. Сегодня МНПЗ – один из лидеров отрасли и успешно продолжает свою миссию по бесперебойному снабжению столицы нефтепродуктами.