Москва поднимается над рельсами: как путепроводы меняют город

Москва за последние десятилетия пережила настоящую транспортную революцию. Новые дороги, развязки и путепроводы, эстакады и тоннели, пешеходные переходы создают многоуровневую систему передвижения и напрямую влияют на качество жизни, делая столицу компактнее, быстрее и комфортнее. Одна из важнейших транспортных артерий Москвы — железные дороги. Однако зачастую они делят город на изолированные территории, затрудняя автомобилистам путь из района в район. Сегодня столица буквально «перешагивает» через рельсы — по новым путепроводам, которые стали символом инфраструктурного обновления мегаполиса.
Новая транспортная реальность
С 2011 года в Москве построили и реконструировали более 100 путепроводов, и каждый из них — не просто инженерное сооружение, а часть масштабной программы по развитию улично-дорожной сети и транспортных связей мегаполиса.

Масштабное строительство путепроводов стартовало в начале 2010-х, когда городу предстояло решить несколько острых задач: разгрузить сложные транспортные узлы у железных дорог, сформировать удобные поперечные связи между районами и округами, создать альтернативные маршруты для автомобилистов и сократить нагрузку на центральные городские магистрали.

Многие железнодорожные путепроводы пришлось серьезно реконструировать для запуска движения на Московском центральном кольце: их параметры не позволяли пустить современные поезда по МЦК. Среди них Можайский, Ленинградский, улица Пруд-Ключики — 1-я Фрезерная улица, Звенигородский, Коптевский, Богородский и Волоколамский путепроводы.
На юго-востоке столицы активно развивается направление вокруг промышленных зон и веток МЦД-3 и МЦД-4. Здесь сформирован целый пояс транспортных связей, который соединил промзоны, жилые кварталы и крупные магистрали. Были построены такие ключевые объекты, как путепровод на улице Южнопортовой, который связал Южнопортовый район и Печатники, путепровод через железнодорожные пути МЦК от улицы Пруд-Ключики до улицы 1-й Фрезерной, связавший шоссе Энтузиастов и Рязанский проспект, и путепровод Текстильщики-1 на пересечении Волгоградского проспекта и Шоссейной улицы.

Связать районы, между которыми раньше пролегали барьеры железнодорожных линий, и устранить «бутылочные горлышки» позволили Дмитровский путепровод через пути МЦД-3 в районе станции Петровско-Разумовская и Старорублевский путепровод через ж/д пути МЦД-1, сформировавший прямую транспортную связь улицами Ивана Франко и Герасима Курина. Путепровод через ж/д пути МЦД-1 позволил связать два района столицы — Дорогомиловский и Филевский Парк на западе Москвы. Путепровод через МЦД-1 около станции Бескудниково соединил улицы
800-летия Москвы в районе Восточное Дегунино (САО) и Инженерную в районе Алтуфьевский (СВАО). В результате улучшилась транспортная доступность станции Бескудниково МЦД-1, снизилась нагрузка на прилегающие магистрали, а также выезжать на МКАД, Череповецкую улицу и Северо-Западную хорду стало гораздо быстрее.
Курс на ТиНАО
Одними из самых проблемных участков для автомобильного движения за пределами МКАД были железнодорожные переезды: загруженные Киевское и Курское направления железных дорог, где на переездах в Крекшине, Кокошкине и Щербинке можно было потерять много времени.

После открытия путепровода над путями Киевского направления Московской железной дороги (МЖД) у платформы Крекшино по новой эстакаде проезжает до четырех тысяч автомобилей в час, а ее пропускная способность на этом участке выросла в пять-шесть раз. На 33-м километре Киевского направления МЖД, в районе дачного поселка Кокошкино, новый автодорожный путепровод увеличил пропускную способность переезда в четыре-пять раз и обеспечил транспортную связь между Боровским и Минским шоссе. Строительство путепровода на 34-м километре Курского направления МЖД у платформы Щербинка увеличило пропускную способность железнодорожного переезда более чем в восемь раз.
Три путепровода возвели для транспортного обслуживания крупнейшего в Москве транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Саларьево», которые разгрузили Киевское шоссе. Еще два появились на дублере Калужского шоссе в районе торгового центра «МЕГА Теплый Стан». Они обеспечили комфортный подъезд транспорта с дублера на территорию торгового центра и разгрузили развязку МКАД — Профсоюзная улица, а также примыкающий к ней участок Калужского шоссе.
На десятилетия вперед перспективные  проекты
Появление новых мостов, тоннелей и путепроводов позволяет формировать новые точки притяжения — деловые, производственные, культурные — в разных частях города, делая его более полицентричным. В ближайшие три года за счет средств городского бюджета в столице построят 47 мостов, тоннелей, эстакад и путепроводов, — говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
В настоящее время столичные власти ведут строительство ряда объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, открытие которых позволит создать для водителей дополнительные маршруты передвижения по городу, уменьшив заторы и улучшив транспортную ситуацию в Москве.

В следующем году на северо-востоке города будут готовы несколько искусственных сооружений. Две эстакады и один путепровод появятся на пересечении МЦД-1 и МЦД-3. Новая дорога соединит улицы Валаамскую и Академика Королева. В результате у москвичей и гостей столицы появится дополнительная транспортная связь между севером и северо-востоком города; увеличится пропускная способность улиц Академика Королева, Дубовая Роща, Милашенкова, Комдива Орлова. Также завершится строительство железнодорожного путепровода по главному пути МЦД-2, который свяжет улицу Добролюбова с улицей Складочной.