СПЕЦПРОЕКТ
Рекордный маршрут: по Москве-реке провезли самый крупный груз в истории столицы
СПЕЦПРОЕКТ
Рекордный маршрут: по Москве-реке провезли самый крупный груз в истории столицы
Никита Миронов

Прошедшим летом многие москвичи стали свидетелями невиданного зрелища. По Москве-реке через весь город прошла огромная баржа, которую толкал буксир. Груз по форме напоминал космическую ракету. Баржу фотографировали гуляющие в парках «Зарядье» и «Воробьевы горы», на Фрунзенской и Крымской набережных и во многих других популярных у москвичей местах. Испокон веков так возили грузы когда строили Москву, развивали ее промышленность. Мы расскажем обо всех секретах и интересных фактах, касающихся Москва-реки.
Вода в Москву-реку поступает из Волги
В начале XX века река практически полностью обмелела. Дело в том, что город рос: появлялись новые предприятия, увеличивалось население. Вместе с тем рос и забор воды из московских водоемов. В итоге о судоходстве не могло идти и речи. Ситуация обострилась к началу 1930-х годов, когда население города достигло 3,2 млн. Воды стало не хватать уже даже для бытовых нужд! Решить проблему нехватки воды удалось с помощью строительства канала имени Москвы. С тех пор 80 процентов воды в главной столичной реке берется из Волги.
Только после того, как Москва-река вновь стала полноводной, появились каменные набережные: власти благоустроили около 40 километров берегов Москвы-реки и Яузы. Также появился Северный речной вокзал и, конечно же, знаменитая система московских шлюзов.
Шлюзы как произведение искусства
Шлюз — это гидротехническое сооружение, позволяющее кораблям перемещаться между водоемами с разным уровнем воды. По сути, это огромная бетонная коробка с воротами по разным концам, которая работает по принципу лифта. Когда входные ворота открываются, судно заходит внутрь камеры и швартуется. Ворота закрываются, после чего оператор меняет уровень воды до уровня за выходными воротами. Затем они открываются, и корабль покидает шлюз.

Длина канала им. Москвы — 128 километров. На нем расположено 11 шлюзов, но в черте города находятся только пять. Они носят номера с 7-го по 11-й. Средний размер камеры шлюза — 290×29 метров, глубина — 5,5 метра.

Шлюзы № 7 и 8 — самые большие двухкамерные шлюзы канала. Они находятся в месте, где канал имени Москвы соединяется с Химкинским водохранилищем. Перепад высот между ними — целых 36 метров: дом в 12 этажей! Художественное оформление шлюза № 7 посвящено строителям канала.
Оформление шлюза № 8 посвящено теме авиации: из-за близости к нему бывшего Тушинского аэродрома.
Шлюз № 9, расположенный на Карамышевском спрямлении, — однокамерный. Его автор — архитектор Алексей Рухлядев, ученик знаменитого Алексея Щусева. Особенность этого гидроузла — в искусственно созданных склонах. На одном из них был высажен яблоневый сад. В 2019 году прямо над шлюзом № 9 был перекинут мост Юго-Восточной хорды, а в апреле 2021-го под шлюзом заработал участок Большой Кольцевой линии «Народное ополчение» — «Нижние Мневники».

Шлюзы № 10 и 11 входят в Перервинский гидроузел на юго-востоке Москвы. Однокамерный (№ 10), расположенный вдоль Коломенской набережной, пропускает крупногабаритные суда, нивелируя 6-метровый перепад уровней воды.
Уникальная перевозка
Именно через эти шлюзы и прошло оборудование для Московского НПЗ, необходимое для комплекса глубокой переработки нефти.

Изготовленная из высокопрочной хромомолибденованадиевой стали колонна весит более 1200 тонн. Ее построили на знаменитых Ижорских заводах — одном из старейших промышленных предприятий России, основанном в 1722 году по указу Петра Великого. Аппарат везли в Москву по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому каналу, Волге и Москве-реке. Перевозка уникального груза вошла в Книгу рекордов России.

Напомним: Москва — порт пяти морей. Отсюда можно попасть на Балтику, Каспий, Черное, Белое и Азовское моря. При этом каждый год по Москве-реке перевозят 25–30 миллионов тонн грузов. Около 85 процентов — это минерально-строительные материалы: щебень, песок, песчано-гравийные смеси. Их используют для строительства домов, дорог, офисов, торговых центров. Речной транспорт — один из самых экологичных видов транспорта, так как на перевозку единицы груза топлива требуется в 85 раз меньше, чем при перевозке по автомобильным трассам. Одна баржа — это 333 «КамАза».
Оборудование для Московского НПЗ стало самым тяжелым в истории грузом, который перевозили по главной водной артерии столицы.

— Главной трудностью стала высота мостов в районе Кремля, — рассказывает замдиректора по оперативной работе логистической компании RTL Денис Сараев. — Груз ведь был не только тяжелый, но и довольно габаритный, поэтому еще в районе Северного речного порта нам пришлось набрать в балластные танки баржи побольше воды, чтобы она «присела» на 30 сантиметров.

По Москве-реке баржа шла сутки, преодолев около 80 километров.

Отдельным «квестом» стала выгрузка оборудования. Никакой кран эту здоровенную махину поднять не мог, поэтому с причала в Капотне на баржу заехал специальный погрузчик, приподнял груз и стал транспортировать его к Московскому НПЗ. Процесс «выкатки» груза проходил ночью и длился целых шесть часов! Зато до ворот завода он доехал всего за полчаса и еще час двигался по территории предприятия — до площадки, где происходит монтаж оборудования. Вся операция прошла штатно.
Причал
Причал
Чтобы принять оборудование, в Капотне были специально построены причал и подъездная дорога с площадкой для сбора самоходных трейлеров. Причал построили между двух парков — «Капотня» и 850-летия Москвы.

— Мы проектировали его около 1,5 лет и строили около 9 месяцев, — рассказывает руководитель проектного офиса по строительству на МНПЗ Андрей Бондаренко. — Этот причал способен принимать грузы массой до 1200 тонн. До конца 2023 года на него будут доставлять новое оборудование для продолжения модернизации завода.
Как пояснил эксперт, часть оборудования просто невозможно поставить по земле.

— Ну, например, диаметр колонны, которую привезли в июне, — около 10 метров, а длина — 60 метров. Конечно, ни один грузовик ее не довезет. Только речной транспорт.

Сейчас руководство завода обсуждает с мэрией Москвы варианты дальнейшего использования причала. Возможно, его переоборудуют для прогулочных катеров. Возможно — организуют для жителей площадку, где можно проводить пикники непосредственно у воды.

Как пояснил Андрей Бондаренко, в любом случае город получит новый интересный объект.
Пассажирское движение
Кстати, до революции 1917 года по Москве-реке не было регулярного пассажирского движения. Правда, с 1887 года открыли внутригородское пароходство по воскресным и праздничным дням. Суда обслуживали пассажиров по маршруту Болотная площадь — Дорогомилово.

Первые речные трамвайчики появились в 1923 году: небольшие катера тогда вмещали от 40 до 100 пассажиров. Особой популярностью в довоенные годы пользовались маршруты Каменный мост — Заозерье и Дорогомиловский мост — ЗИЛ. Также существовал маршрут от Коломенского до Капотни, который, кстати, столичные власти планируют возродить.
В советские годы одним из самых известных туристических маршрутов стала «Московская кругосветка»: Южный речной вокзал — Ока — Нижний Новгород — Волга — канал имени Москвы — Северный речной вокзал.

Сегодня навигация по главной городской водной артерии продолжается с середины апреля до середины октября. Причем курсируют по ней не только туристические паромы, но и частные суда.

Что касается пассажирских причалов, то сейчас на Москве-реке, канале им. Москвы в черте города и Водоотводном канале их более 30-ти.
Как двигалось судно
Причал в Капотне
Парк 850-летия Москвы
Коломенское
Парк Нагатинская пойма
Даниловская набережная
Новоспасский мост
Кремль
Парк Горького
Воробьевы горы
«Москва-Сити»
Шелепихинская набережная
Парк «Фили»
Канал «Хорошевское спрямление»
Канал им. Москвы
Северный порт
По Москве-реке баржа шла сутки, преодолев около 80 километров.
В Москве ведется крупномасштабная реконструкция нефтеперерабатывающего завода. Собственно, это даже не реконструкция, это строительство нового завода на месте старого. Потому что ничего от старого оборудования здесь, как я понимаю, не остается. За эти годы, начиная с 2011 года, мы прошли огромный путь. Я очень благодарен компании, которая так активно последовательно внедряет новейшие технологии на этом заводе. Значительно улучшается экология, в том числе и Москвы-реки, и атмосферы, и глубина переработки, и качество топлива. Сегодня реализуется третий этап модернизации завода — самый сложный, технологичный и финансово емкий. Несмотря на экономические сложности, санкции, этот процесс не останавливается, с учетом того, что большая часть оборудования — российского производства. После реконструкции завод будет самым экологически чистым не только в России, но и в Европе. С нетерпением ждем окончания этого процесса. Жители ждут — это очень важно для большого города, в котором находится такой мощный технологический комплекс.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Мэр Москвы Сергей Собянин
Сначала строили причалы грузовые
До революции в Москве имелось несколько частных причалов, расположенных по обоим берегам Москвы-реки, начиная от Устьинского моста и заканчивая деревней Новинки — немного выше нынешнего Нагатина.

С развитием промышленности все насущнее становилась проблема создания целостной системы городского флота. Потому к концу 1920-х годов в результате реконструкции Москворецкой речной системы были построены 12 грузовых причалов. Самые крупные появились рядом с ж/д мостом в районе нынешней промзоны ЗИЛ.
В 1930-х годах речная система снова потребовала модернизации, т.к. слишком быстро изменялись запросы промышленных предприятий. В это время практически полностью были ликвидировали все мелкие причалы, и в 1935 году вместо них у Нижних Котлов соорудили большие промышленные. Они протянулись вдоль реки на 450 метров и оборудованы были транспортерной механизацией, деревянной эстакадой и крытыми деревянными складами.

В 1939 году была введена в строй первая очередь из грузовых причалов общей протяженностью в 1400 метров, сооружена причальная железобетонная стенка на сваях (ранее причалы строили только из дерева). Так, 15 сентября 1939 года был принят в эксплуатацию причал для минерально-строительных грузов, а чуть позже еще два причала. В первой половине 1941-го были приняты в эксплуатацию еще пять причалов.
Made on
Tilda