Неспособных детей не бывает: как раскрыть таланты ребенка и зачем с юных лет заниматься творчеством?
Изобразительное искусство, музыка, литература… А может, театр? Поможем узнать, какой вид искусства подходит вашему ребенку и что нужно, чтобы превратить способности в талант.
Важная составляющая становления личности ребенка, по словам экспертов, — занятия творчеством. Но на что конкретно обратить внимание? Какой из видов искусства выбрать для своего ребенка? Ответить на эти вопросы поможет спецпроект «ВМ», созданный совместно с компанией «Газпромнефть — смазочные материалы» и Фрязинской детской школой искусств.

Мы подготовили простой и полезный навигатор для родителей. Подскажем, когда и каким направлением искусства стоит заняться ребенку, учитывая его склонности, чтобы максимально реализовать способности. А также расскажем, как разные виды творческой подготовки влияют на будущее детей.

Игра
на музыкальных
инструментах
Вокал
Изобразительное
искусство
Хореография
Актерское мастерство
Игра
на музыкальных
инструментах
Вокал
Изобразительное
искусство
Хореография
Актерское мастерство
При поступлении на обучение по классу музыки учитывается слух и чувство ритма. Но даже если они несовершенны, это не значит, что вход в мир искусства для ребенка закрыт. Музыкальность — не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая, может быть развита. Так считал японский музыкант и педагог Синити Судзуки. Иными словами, любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным.

Игра на музыкальных инструментах
6,5–10 лет
Когда начать
Возраст ребенка. Для детей старше шести лет доступен широкий спектр музыкальных инструментов, для младшего возраста выбор ограничен: подойдут лишь те, с которыми возможно справиться физически — по весу и габаритам. Наиболее разумно будет отдать предпочтение скрипке или пианино. С этими вариантами маленькие дети легче справляются.
Что стоит учесть
Телосложение. Этот фактор играет весомую роль. Ребенку маленького роста не подойдет слишком большой инструмент, например фагот. А малышу не стоит выбирать баян или аккордеон, потому что удерживать инструмент в руках будет тяжело.
Возможность регулярно заниматься. Для улучшения навыков нужно играть на инструменте по 20–30 минут в день, поэтому важно подобрать инструмент, с которым ребенок сможет регулярно практиковаться дома или в школе. Учтите габариты инструмента, жилищные условия (частный дом или квартира с хорошей слышимостью).
Мнение ребенка. Многие дети проявляют интерес к определенному инструменту — выделяют его звучание из остальных, пытаются подражать исполнителям. Нужно попробовать дать потрогать, поиграть, даже просто посмотреть на инструменты, чтобы оценить степень интереса к ним. Берите ребенка на концерты и спрашивайте, какая музыка больше понравилась. Включайте видеоуроки, где преподаются отдельные инструменты.
Чему учат
Сольфеджио, слушание музыки, ритмика, занятия хором. С 4-го класса — ансамбль, и для обучающихся по таким специальностям, как скрипка, духовые инструменты, народные инструменты, — общее фортепиано.
В чем польза
Умение держаться на сцене, музыкальный багаж исполнительства, познания в области искусства — знания о композиторах, музыкальных стилях, направлениях, умение ориентироваться в различных жанрах. По словам экспертов, улучшается успеваемость по общеобразовательным предметам, особенно в точных науках.
Каковы перспективы
Получение высшего профессионального образования в сфере исполнительского мастерства, в том числе — педагогического; среди выпускников школ искусств много тех, кто в дальнейшем получает высшее образование, связанное со сферами информационных технологий, физики, математики, медицины, филологии, лингвистики и другими.
Некоторые ученые считают, что петь человек научился раньше, чем говорить. Конечно, музыкальный слух и чувствительность, чувство ритма и приятный тембр голоса важны для поступающих на отделение вокала. Но если ребенок не обладает выраженными вокальными данными, есть методики, которые позволяют развить их. Главное — чтобы будущий вокалист разделял мнение одной из величайших джазовых певиц Эллы Фицджеральд, которая говорила: «Единственное, что может быть лучше пения — это еще больше пения».

Вокал
6–7 лет
Когда начать
Предрасположенность. Если ваш ребенок ни дня не может прожить без песен, наизусть знает свои и ваши любимые композиции, а микрофон предпочитает другим игрушкам, значит, занятия вокалом ему точно понравятся.
Что стоит учесть
Возраст. У дошкольников голосовой аппарат еще не до конца сформирован: связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание поверхностное. Поэтому заниматься пением, развивать музыкальный слух и музыкальную грамотность можно хоть с младенчества, а вот заниматься вокалом лучше начинать после шести лет.
Занятия. Чтобы развить голос, сделать его красивым и послушным, нужно постоянно упражняться. Нужно быть готовым к регулярным занятиям, в том числе вне стен музыкальной школы.
Поддержка. Для занятий вокалом практически нет противопоказаний. Не имеют значения рост, вес, физические параметры. Но все же успехи ребенка зависят от многих факторов, в том числе — таланта. Если на первых порах достижения невелики, то очень важно, чтобы родители хвалили и поощряли занятия.
Ожидания. Даже если ребенок занимается вокалом в школе искусств, значительную часть его успеха составляют старание и трудолюбие. Поэтому важно, чтобы у ребенка было желание заниматься, развиваться и достигать успеха.
Чему учат
Дети обучаются вокалу и игре на фортепиано, занимаются сольфеджио, знакомятся с музыкальной литературой.
В чем польза
Умение владеть голосом и держаться на сцене, изучение истории искусства: познания о композиторах, музыкальных стилях, направлениях.
Каковы перспективы
После полного курса обучения дети часто поступают в музыкальные и театральные училища, институты культуры, например, обучаются специальностям «актер кино» или «актер оперетты».
«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста», — утверждал Пабло Пикассо, который был не только гениальным живописцем, но и скульптором, графиком, театральным художником, керамистом и дизайнером. И с этим сложно не согласиться. Конечно, если ребенок любит рисовать, нужно поощрять это его увлечение, развивать умение выражать свой внутренний мир через изобразительное искусство.

Изобразительное искусство
5–12 лет
Когда начать
Общее развитие. Занятия изобразительным искусством дают множество дополнительных навыков, которые пригодятся ребенку вне зависимости от того, свяжет ли он жизнь с художественной деятельностью. В их числе — воображение, ассоциативность, умение ориентироваться в пространстве, сосредоточенность и многие другие. С точки зрения психологии творчество — эффективный метод борьбы со стрессом, которого в жизни ребенка порой не меньше, чем в жизни взрослого человека.
Что стоит учесть
Время и усилия. Обучение по системе предпрофессиональной подготовки в школе искусств требует серьезного отношения к предмету. Занятия обычно проходят три раза в неделю по четыре академических часа (3 часа 15 минут. — «ВМ»), плюс домашние задания, экзамены... Так что, если ребенок посещает другие кружки и секции, а занятия рисованием оставлять не хочет, лучше выбрать изостудию, где интенсивность занятий не такая высокая.
Мотивация. Рисовать — это интересно. Но изучать основы академического рисунка, много раз изображать одно и то же, совершенствуя технику, знакомиться с художественной культурой с древнейших времен и до наших дней… Ребенку, если он поверхностно увлечен искусством, это может показаться скучным. Поэтому нужно быть готовым к тому, что он не захочет продолжать занятия. Что ж, в любом случае полученные знания будут ему полезны. А возобновить занятия никогда не поздно. Пусть и в другом формате.
Затраты. Вам придется приобрести краски, карандаши, пастель, кисти, бумагу, холсты и прочее. Эти расходы лучше запланировать заранее.
Чему учат
Живописи, искусству натюрморта, живописи с натуры, декоративно-прикладному искусству, скульптуре, истории искусства.
В чем польза
Эстетическое развитие, воспитание художественного вкуса, внимание к деталям, чертежные навыки, усидчивость.
Каковы перспективы
Дети, серьезно изучающие изобразительное искусство, могут стать художниками, графическими дизайнерами, дизайнерами одежды, искусствоведами, антикварами, реставраторами, получить архитектурные специальности.
Язык танца — искусство, которое изучается не одно столетие, и с его помощью люди издавна выражают самые разные чувства и эмоции. Недаром народная артистка России Илзе Лиепа однажды сказала, что танец начинается там, где бессильно слово. Дети, занимаясь хореографией, получают много знаний и умений, которые могут быть полезны не только в профессиональной деятельности. Но важно понимать, занятия в школе искусств будут требовать от ребенка серьезных усилий и направлены на предпрофессиональную подготовку.

Хореография
6,5–12 лет
Когда начать
Что стоит учесть
Предрасположенность. Педагоги оценят чувство ритма ребенка, его умение слушать музыку, гибкость, выворотность ног и другие данные. Серьезным недостатком осанки считается плоскостопие. Однако незначительные его формы в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
Здоровье. Занятия хореографией предполагают серьезные физические нагрузки. Перед тем как записывать ребенка на занятия, нужно посетить врача и убедиться, что они ему не противопоказаны.
Направление. Важно определиться, каким видом танцев ребенку хочется заниматься. Народные, бальные, латиноамериканские, современные — вариантов много. Лучше познакомить ребенка с разными направлениями, и желательно, чтобы он сам определился, чему хочет учиться.
Темперамент. Наиболее склонны к занятиям танцами сангвиники и холерики. Флегматики, если захотят, тоже могут добиться успеха, а вот меланхолики обычно выбирают другие виды искусства.
Не только талант. Даже если у ребенка прекрасные исходные данные, важные составляющие его успеха — старание и трудолюбие. Поэтому важно, чтобы у ребенка было желание заниматься, развиваться и достигать успеха.
Расходы. На какие бы танцы вы ни отдали ребенка, это хобби может стать затратным. Костюмы, экипировка, поездки во время соревнований — все это точно станет одной из обязательных статей расхода.
Чему учат
Народная, современная, эстрадная и другие виды хореографии, основы музыкальной грамотности, теория истории искусства, гимнастика, сценическая культура.
В чем польза
Развиваются музыкальный вкус, сила, выносливость, гибкость, координация движений, умение держаться на сцене. Дополнительным бонусом станут правильная осанка, выразительность телодвижений, уверенность в себе, умение работать в команде.
Каковы перспективы
Дети, прошедшие предпрофессиональную подготовку, часто поступают в хореографические училища, институты культуры, получают педагогическое образование в области хореографии.
В каком-то смысле актерское мастерство осваивается с самых малых лет. Игра в «магазин», «школу», «больницу» – тоже спектакль, где малыши берут на себя роли продавцов, педагогов и врачей. В садике склонные к актерству ребята с удовольствием участвуют в разных постановках к праздникам. В школе такие дети всегда задействованы в спектаклях и концертах. Занятия актерским мастерством полезны и тем, кто хочет, но стесняется выступать. Они помогут сформировать навыки, необходимые для публичных мероприятий. Например, обучение в актерской школе помогло актрисе Кире Найтли избавиться от дислексии.

Актерское мастерство
6,5–12 лет
Когда начать
Что стоит учесть
Цель. Студий актерского мастерства сегодня много: любительские и профессиональные, частные и государственные. Если ребенок хочет заниматься для удовольствия и не сможет уделять занятиям много времени, возможно, для него будет достаточно занятий в театральном кружке.
Возраст. Начать осваивать актерское мастерство можно в любом возрасте. Для каждой группы педагоги подбирают разные методики обучения и игровые техники.
Предрасположенность. Ребенку наверняка понравятся занятия актерским мастерством, если он легко перенимает привычки, позы, жесты, голос и интонации других людей; если ему нравится выступать — неважно, будь то чтение стихов, пантомима или хореографическая сценка.
Социализация. Многие дети сегодня испытывают сложности в коммуникациях, например, не умеют общаться вживую или стесняются людей. Актерское мастерство учит взаимодействовать во всевозможных обстоятельствах. Разные роли и ситуации, которые юные артисты проигрывают в сценках и спектаклях под руководством педагога, помогают научиться лучше понимать других, управлять своими эмоциями и распознавать чужие, находить общий язык с окружающими.
Чему учат
Сценическая речь и движение, актерское мастерство, пластика, ритмика, грим, опыт выступления на сцене.
В чем польза
Артистизм, пластика, умение держать себя на сцене, красиво и правильно говорить, слушать партнера и самому четко излагать свои мысли, улучшение зрительной и слуховой памяти.
Каковы перспективы
Выпускники часто поступают в колледжи искусств, театральные вузы и училища; качества, полученные во время обучения, пригодятся и в бизнесе, и в дипломатии, и в любых профессиях, связанных с межличностной коммуникацией.
Многозадачность. Занятия актерским мастерством в школах искусств объединяют сразу несколько направлений творчества. В том числе дети учатся правильно двигаться, танцевать, петь, так что это прекрасный способ разностороннего развития ребенка.
— В современном мире, когда акцент часто делается на развитии технологий и научных знаний, важность творческой составляющей в образовании недооценивается. Однако психологические исследования показывают, что занятия искусством играют важную роль в становлении личности ребенка, оказывают большое влияние на его интеллектуальное развитие.

Творчество стимулирует креативное мышление и воображение. Рисование, музыка, танцы требуют нестандартного подхода и поиска оригинальных решений, что формирует гибкость мышления и способность видеть мир под разными углами.
Вклад в будущее
Юлия Петрова, практикующий психолог, преподаватель, бизнес-психолог:
Исследования показывают, что дети, регулярно занимающиеся каким-либо видом искусства, демонстрируют лучшие результаты в учебе. Они более внимательны, обладают лучшей памятью, концентрацией, упорством, самодисциплиной и целеустремленностью, что является ключевыми навыками для обучения чему бы то ни было.

Занятия искусством способствуют также развитию социальных навыков и эмпатии. Коллективные виды творчества — музыкальные и театральные группы, коллективные проекты в живописи и хореографии — учат детей работать в команде, уважать чужое мнение и выражать свои чувства. Это помогает формировать уверенность в себе и навыки межличностного общения.
Большой плюс занятий творчеством — возможность выразить свои чувства и переживания. Это может быть особенно ценно для ребят, которые испытывают трудности с вербальным общением. Через танец, песню или рисунок дети могут рассказать о своем внутреннем мире.

Кем бы ни стал впоследствии ребенок, приобретенные в процессе обучения навыки будут ему полезны. Всестороннее развитие в раннем возрасте способствует интеллектуальному, эмоциональному и социальному благополучию в будущем.

Возможностей для развития талантов подрастающего поколения сегодня множество: студии, кружки, курсы и многое другое. Качественную предпрофессиональную подготовку помогают получить детские школы искусств (ДШИ). С 2020 года в России реализуется программа их реконструкции в рамках нацпроекта «Культура». За три года капитально отремонтировано более 620 таких школ.

Дети даже в небольших городах и поселках получили возможность полноценно обучаться по разным направлениям творчества. До конца 2024 года планируется обновить 905 учреждений. Новыми музыкальными инструментами оснастят свыше 1850 ДШИ.

Поддерживают детские школы искусств и социально ответственные компании. Так, «Газпромнефть — смазочные материалы» в рамках реализации программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» помогла Фрязинской детской школе искусств обзавестись собственным большим концертным залом.
Дело государственной важности
Анатолий Скоромец, генеральный директор «Газпромнефть-СМ»:

«В процессе реконструкции концертного зала Фрязинской ДШИ мы использовали самые современные и экологичные материалы, тщательно изучали и выбирали лучшие технологии. Помимо опыта и профессионализма, наша команда вложила в проект душу: именно здесь ученики впервые выходят на большую сцену, и это запоминается на всю жизнь».

Елена Диденко, директор Фрязинской детской школы искусств:

«При выборе школы искусств для своего ребенка следует обратить внимание и на техническое обеспечение образовательной организации, и познакомиться с теми, кто будет его учить. Юным творцам важна как оснащенность площадки, так и комфортная обстановка, особая атмосфера, которую способен создать исключительно сильный педагогический коллектив, увлеченный своим делом. Мы гордимся каждым из наших специалистов, среди которых много преподавателей со стажем 40 и даже 50 лет, призеров международных и всероссийских конкурсов педагогического и музыкально-художественного мастерства, практикующих вокалистов, художников и композиторов. Наставники вырастили сотни одаренных ребят – благодаря умению профессионально и чутко общаться с учениками, обнаруживая уникальные таланты и развивая их лучшие качества. Неспособных детей не бывает – нужно лишь найти к ним подход».

Фрязинская детская школа искусств работает по предпрофессиональным программам в области искусств различных направленностей. Основной вид деятельности — образовательная. Представляет инструментальное исполнительство: струнные, духовые инструменты, фортепиано, орган; отделение эстрадно-джазовых инструментов — саксофон, электрогитара, синтезатор, эстрадный вокал. Есть отделение классического вокала, хореографическое отделение, отделения изобразительного искусства и театрального искусства. Работает также подготовительное отделение по всем направлениям и отделение раннего эстетического развития для обучения детей с 3 до 6 лет.

«Родные города» – программа социальных инвестиций «Газпром нефти». Её задачей является повышение качества жизни в регионах деятельности компании через поддержку местных инициатив и собственные проекты в области культуры, образования, экологии, спорта и развития креативных индустрий.
Справка