Экология и экономика тесно связаны. Столичные власти обнародовали отчет об использовании средств, привлеченных путем размещения «зеленых» облигаций за 2021 год. Всего столица разместила таких ценных бумаг на сумму 70 миллиардов рублей. В России московские облигации стали одними из первых на «зеленом» рынке. А вот за границей этот инструмент уже опробовали Париж, Ванкувер, Стокгольм, Женева, Осло и другие крупные города.

Зеленые облигации делают город чище

Экология и экономика тесно связаны. Столичные власти обнародовали отчет об использовании средств, привлеченных путем размещения «зеленых» облигаций за 2021 год. Всего столица разместила таких ценных бумаг на сумму 70 миллиардов рублей. В России московские облигации стали одними из первых на «зеленом» рынке. А вот за границей этот инструмент уже опробовали Париж, Ванкувер, Стокгольм, Женева, Осло и другие крупные города.
Зеленые облигации делают город чище
Вкладываем в экологию
Никита Миронов
Что такое «зеленые» облигации? Это ценные бумаги, которые выпустило правительство Москвы. Купить облигации смогли все желающие, а потом их владельцы получили от своих вложений доход. Средства от продажи ценных бумаг направлены на развитие крупных инфраструктурных проектов: закупку электробусов и строительство новых станций Большой кольцевой линии метрополитена. Ключевым эффектом от реализации таких проектов стало снижение выбросов загрязняющих веществ и уровня парниковых газов, отмечают в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Например, замена одного дизельного автобуса на один электробус в среднем сокращает выбросы CO2 на 60,5 тонн в год.
Сегодня много обсуждается переход к модели «зеленой» экономики. Те проекты, которые сегодня реализуются в Москве, - во много относятся к такому типу экономики. Одним из примеров является выпуск первых в стране субфедеральных «зеленых» облигаций в мае 2021 года на сумму 70 миллиардов рублей. Общий объем заявок на покупку в 2,3 раза превысил объем предложения. Показателем эффективности от реализации этого проекта стало ежегодное сокращение совокупных выбросов от общественного транспорта более чем на 800 тонн. В расчете на пассажира выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стали в 200 раз меньше.

По нашим оценкам, с момента начала внедрения электробусов (с 2018 года) на улицах города удалось избежать выброса около 620 тонн выбросов загрязняющих веществ. Снижение выбросов парниковых газов по сравнению с дизельными автобусами в 2021 году оценивается величиной в 33 тыс. тонн СО2, а за весь период эксплуатации в городе – в 60 тыс. тонн СО2.
Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы .
Отсутствие понятных критериев «зеленого» проекта и систем сертификации являлось причиной, по которой откладывался выпуск «зеленых» облигаций, отмечают в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Выпуск первых в России «зеленых» облигаций имел огромное значение для развития отечественного финансового рынка, считает независимый эксперт Андрей Бархота.

— Не случайно, что пилотный выпуск эмитировался именно Москвой. Результаты долгового финансирования оказались весьма успешными. Причем их нетрудно увидеть: на улицах Москвы становится все больше электробусов, интенсивно улучшается дорожно-транспортная инфраструктура. Успешный опыт привлечения «зеленого» финансирования позволяет осуществлять новые привлечения средств, которые будут тем более востребованы в сегодняшних условиях, когда движение на рынке капиталов из-за санкций ограничено, — отметил эксперт.
Входим в топ-5
— После того, как прошел год с момента выпуска Москвой субфедеральных «зеленых» облигаций, можно констатировать, что, как и ранее, столица двигается впереди всей планеты в части своего развития как одного из самых успешных мегаполисов мира. И это действительно факт ввиду того, что в международном сравнении по объему паритета покупательской способности Москва и так является одной из крупнейших городских экономик мира, войдя в топ-5 по данному показателю. Отрадно, что все эти ресурсы были направлены на улучшение качества жизни населения, — подчеркнул член Совета московской «Деловой России» Алексей Порошин.

По его словам, Москва, безусловно, сегодня является одним из самых развивающихся в «зеленой» экономике городов.
— Мы видим большое количество строящихся линий и станций метро, огромное количество электробусов, передвигающихся по столице. Все средства, вложенные в рамках «зеленых» облигаций, были эффективно и качественно использованы на улучшение качества жизни москвичей, — заявил Порошин.
Количество электробусов
Как в столице реформируют автобусный парк
400
Лондон
230
Париж
(из них 400 за счет «зеленых» облигаций)
1000
Москва
— Также радует, что текущая работа по «зеленым» облигациям нам позволяет взаимодействовать с внешним миром, даже несмотря на нынешнюю ситуацию. На мой взгляд, дальнейший выпуск «зеленых» облигаций, даже без расчета на европейское фондирование, может привлечь большое количество инвесторов, в частности азиатских и южноамериканских. Поэтому я точно уверен, что город на этом не остановится и будет продолжать активно развивать свой потенциал, — добавил он.
— Несмотря на то, что российский рынок устойчивого финансирования только формируется, «зеленые» облигации оказались востребованы. Объем заявок на покупку превысил 86 млрд рублей, что в 1,2 раза превысило предложение. Это позволило полностью разместить весь объем выпуска семилетних облигаций в 70 млрд рублей, — уточнил Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Сегодня на международных рынках наблюдается огромный спрос на инструменты устойчивого финансирования, и одним из таких инструментов являются «зеленые» облигации. Москва реализует огромное количество проектов в «зеленой» сфере — мы хотим, чтобы экология Москвы была на высоком уровне и москвичам было комфортно здесь жить. Мы следуем целям устойчивого развития, поэтому выпуск «зеленых» облигаций для нас неслучаен. Привлеченные средства идут на строительство Большой кольцевой линии метрополитена и на закупку электробусов. Оба этих проекта имеют существенное влияние на экологию и будут способствовать улучшению экологической ситуации в городе. Кроме того, «зеленые» облигации Москвы – это первый субфедеральный «зеленый» выпуск. Мы надеемся, что это размещение даст новый толчок развитию сектора устойчивого развития в России привлечет в него новых эмитентов, в первую очередь – субъектов Российской Федерации.
Мария Багреева, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы.
В 2021 году закупка электробусов проведена на деньги, полученные за счет выпуска «зеленых» облигаций. С победителями двух конкурсов город подписал контракты на поставку и сервис 400 машин сроком на 15 лет. Совокупная цена договоров превысила 24 миллиарда рублей.
Выбросы CO2 (тонны в год)
Замена одного дизельного автобуса на электробус сокращает выбросы CO2 на 60,5 тонны/год.
64,9
Автобус —
4,4
Электробус —
Строительство Большой кольцевой линии
БКЛ станет крупнейшей кольцевой линией метро в мире
С привлечением средств «зеленых» облигаций строится 43,8 км линий и 18 станций метрополитена Москвы. Средства также идут на реконструкцию трех станций и четырех километров линий БКЛ. В результате открытия этих участков как минимум 10 тысяч автомобилей перестанут ежедневно передвигаться по городу. Это даст возможность снизить выбросы вредных веществ на 885,5 тонны в год и выбросы углекислого газа (CO2) на 20,9 тыс. тонн в год.
ВАЖНО

Выпуск «зеленых» облигаций Москвы удостоен награды в номинации «Лучшая сделка первичного размещения субфедеральных/муниципальных облигаций» ежегодной премии Cbonds Awards. Премия Cbonds Awards учреждена в 2006 году и ежегодно вручается лучшим участникам российского облигационного рынка по итогам открытого голосования. Участники рынка традиционно выбирают лучшие команды рынка долгового финансирования, самые успешные сделки и лучшую аналитику на рынке облигаций.
КСТАТИ
В Москве за последние 30 лет эмиссия углекислого газа уменьшилась на треть. А выбросы вредных веществ в атмосферу сегодня в 2 раза ниже, чем 10 лет назад.
Made on
Tilda